Движение «Rope jumping» («Прыжки с веревкой») существует в Магнитке больше двух лет. Команда-организатор называет себя основным поставщиком адреналина в нашем городе. Прыжки с веревкой с вышки высотой 51 метр она проводят круглый год, один или два раза в месяц, когда позволяют погодные условия и наберутся участники. Объект, высотой с семнадцатиэтажное здание, с которого люди падают, выходя в свободный полет – вышка со скалодромом за Кафедральным собором Вознесения Христова. За это лето с неё прыгнули больше 350 человек. Инструкторы клуба утверждают, что прыгнуть с веревкой безопаснее, чем скатиться с горы на велосипеде. При этом ощущения от свободного падения намного ярче, чем в прыжках с парашютом.
В нашем материале – знакомство с командой инструкторов и репортаж от первого лица.
ЧТО ТАКОЕ «ПРЫЖКИ С ВЕРЕВКОЙ»?
Магнитогорцы проявляют интерес к движению Rope jumping. Как утверждают инструкторы команды, одни используют этот вид экстрима как психологический тренинг, другие просто развлекаются. Основатель команды Константин Татарчук рассказал, что отъявленных экстремалов среди прыгунов мало:
– Жалко, что настоящие любители адреналина встречаются редко. Работать с теми, кто любит сильные эмоции, одно удовольствие: такие люди поднимаются на вышку на позитиве, им это в радость.
Горожане находят экстремальному хобби интересное применение. Например, молодой человек сделал своей девушке предложение руки и сердца сразу после прыжка. Некоторые шутники приобретают сертификат на прыжок в подарок друзьям, привозят их на вышку с завязанными глазами, и только здесь показывают, какой сюрприз им приготовили.
Мотивация на прыжок с высоты тоже разная. Подтолкнуть на смелый шаг может и обострившееся желание жить. Во времена пандемии ковида на прыжки с веревкой приходила женщина-врач, которая видела трагические последствия болезни. Это заставило ее осознать ценность жизни, и она захотела попробовать в ней все.
КАК ПРОХОДИТ ПРЫЖОК
Участники команды проводят для желающих прыгнуть инструктаж на земле, надевают на них снаряжение и отправляют подниматься наверх по вертикальной лестнице вместе со страховкой. На балконе на высоте 37 метров находится еще один инструктор, который отвечает за выдачу веревки. Пристегнувшись, человек поднимается еще выше. На высоте 51 метр расположен трап, с которого совершается прыжок. Там участника встречает выпускающий инструктор, если необходимо, он помогает психологически настроиться на прыжок, делает фото и видео. Далее происходит прыжок: три секунды человек чувствует свободное падение, потом его мягко подхватывает веревка – при этом нет никаких рывков, толчков, и затем она переводит его в большой маятник. Когда движение затихает, инструктор на балконе вручную опускает человека на землю. Этот момент и первые эмоции после «приземления» также запечатлевают на фото и видео. На земле инструкторы помогают участнику снять снаряжение. Весь процесс занимает максимум час.
Несмотря на кажущуюся простоту, прыжки с веревкой – это экстремальный вид спорта опасный для жизни. Основатель движения «роуп-джемперов» в Магнитогорске Константин Татарчук раскрыл данные статистики по несчастным случаям:
– Наш вид экстрима – один из самых безопасных. В России за десять лет произошло около ста чрезвычайных ситуаций, из них только десять смертей, остальные случаи – травмы. По сравнению с другими экстремальными видами спорта это незначительное количество.
Константин заверил, что все участники его команды имеют допуски для работы на высоте и соблюдают технику безопасности. Он подробно рассказал о технической части оснащения «роуп-джампинга»:
– Все наше снаряжение надежно, имеет гигантский запас прочности: одна веревка выдерживает две тонны веса, а у нас их несколько. Мы меняем свое оснащение за долго до того, как на нем появятся видимые повреждения. Перед монтажом обязательно осматриваем оборудование на предмет дефектов.
ЗНАКОМСТВО С КОМАНДОЙ
Прыжок с вышки начинается с общения с инструкторами. Участники команды поделились своими историями любви к высоте, и о том, почему они решили передавать свое увлечение другим.
Инструктор Анатолий Кий – инженер-проектировщик, не считает себя человеком, зависящим от адреналина, скорее увлеченным им:
– Сначала мы совершаем тестовый прыжок: все проверяем на себе до того, как приходят люди. В течение дня я могу прыгнуть еще раза три. Делать шаг в бездну всегда интересно: я точно знаю, что веревка меня подхватит, но решиться сделать шаг должен сам.
В команде с клиентами обращаются тактично – это подтверждает инструктор Константин Мирошник. Обладатель черного пояса по карате сейчас занимается спортивным массажем. Он уточнил, что несмотря на непринужденную атмосферу в команде, к рабочим вопросам все инструкторы относятся серьезно:
– Мы не толкаем людей исподтишка, видим страх и объясняем, что это естественно. Люди просто идут вперед и для многих это важный шаг.
Участники команды согласились с тем, что одна из причин, по которой человек приходит на прыжки с вышки – психологический тупик на жизненном пути. Опыт преодоления себя помогает снять этот блок.
Один из ярких примеров такой трансформации – специалист по рекламе команды Полина Севч. На её счету 15 прыжков, первый из них помог Полине принять решение уйти с нелюбимой работы. Последующий экстремальный опыт поспособствовал избавлению от тревожности:
– До прыжков я боялась многого – например, выйти одной вечером на улицу… теперь чувство страха во многих жизненных ситуациях притупилось. Иногда думаю так: «Да я с вышки прыгнула, неужели не смогу анализы сдать?!»
Путь от боязни высоты до работы промышленным альпинистом прошел инструктор Алексей Джиломанов. Алексей был далек от экстрима: он занимается перепродажей автомобилей. Свой первый прыжок он совершил за компанию, а после третьего пришло осознание: «Я никогда не думал, что прыгну. Сколько же еще мне кажется невозможным, а на самом деле я просто не пробовал это сделать?».
Основатель движения «Rope jumping» в Магнитогорске Константин Татарчук совершил порядка 500 прыжков:
– Первый раз я прыгал с гигантской скалы Мамбет, самой высокой в Башкирии, её высота – 120 метров. Снизу трап казался размером со спичку. Прыгнул легко – с разбега и с улыбкой, но внутри было дико страшно. В первом полете было ощущение, что время замедлилось: он длился секунд пять, но мне казалось, что все десять.
После этого опыта Константин решил получить профессию промышленного альпиниста и пройти обучение на инструктора от представителей Московской федерации Rope jumping. Сегодня в планах его команды – сделать федерацию по прыжкам с веревкой в Челябинской области.
ФИЛОСОФИЯ + ПСИХОЛОГИЯ
Многие из тех, кто прыгнул, приходят на вышку снова. Константин Татарчук объяснил основной посыл движения:
– Страх может быть полезным инструментом выживания или вредным ступором, который мешает нам по жизни. Наша миссия – учить людей работать с ним. Делая шаг в пустоту, человек приобретает навык поведения в стрессовой ситуации. Когда ты испытываешь страх, и все нутро говорит тебе: «Не надо», а ты решаешься на прыжок, будет легче преодолевать себя и в дальнейшем.
Участники команды обещают каждому, кто пришел совершить прыжок, осуществить задуманное. Константин поделился, какие приемы он использует для помощи людям:
– Чтобы человек эмоционально не перегорал, его нужно настроить прыгать сразу. Одному поможет совет не смотреть вниз на землю, на второго подействует, если он громко покричит. Крик мобилизует, даст ресурс, и у человека появится энергия для действия. Третьему нужно просто отдать команду.
МОЙ ПРЫЖОК
Когда попадаешь в атмосферу, проникаешься доверием к ребятам. Они – сплоченный коллектив, в их компании царит дружелюбная атмосфера. Тебя окружают вниманием и участием. Каждый инструктор готов подробно ответить на любой вопрос, помочь и поддержать. Их серьезный настрой внушает уверенность и не оставляет шанса избежать прыжка. Алексей Джиломанов делится советом:
– Прыгай сразу, не жди. Будет казаться, что ты постоишь три минуты и настроишься, но твой мозг, желая отдалить этот момент, придумает разные причины, чтобы этого вообще не делать. А страх в это время будет расти.
Начинаю подъем по вертикальной лестнице. На мне каска, меня пристегнули к страховочной веревке, но все равно кажется, что все, на что я могу рассчитывать – это сила моих рук, ног и психики – их устойчивость сейчас зависит только от меня.
На середине подъема ловлю себя на мысли: «Наверное, на этом моменте у кого-то может случится приступ паники». С земли по той же лестнице начинают подниматься еще пара прыгунов, и моя единственная опора шатается.
Ветер дует со скоростью не менее десяти метров в секунду, сдерживать его нечему – пространство вокруг совершенно открытое. Лестница шатается, руки холодеют… я собираюсь и напоминаю себе о цели: репортаж за меня никто не сделает.
Когда оказываюсь на самом верху – вид захватывающий: широкий разлив реки, город с зелеными насаждениями как на ладони, золотой купол белоснежного собора блестит на солнце. На площадку перед скалодромом вышли участники секции конного спорта вместе с животными. С высоты 17 этажа их фигурки кажутся крохотными. Инструктор Константин советует не смотреть вниз, но этот вид меня не пугает – все внимание захватает впечатляющий обзор с высоты. От панорамы глаз не оторвать, здесь хочется остаться подольше.
Ветер не стихает, начинаю замерзать, укрыться негде, да и инструктор ждет. Он пытается понять, как со мной работать – нужно ли уговаривать, успокаивать или подталкивать? Решаю пропустить вперед девушку, для которой этот прыжок – второй. Инструктор дает ей указания:
– Встаешь на точку, разбегаешься, хорошенько отталкиваешься от трапа, раскидываешь руки в разные стороны и летишь. Вниз не смотри, только перед собой: ориентир – два самых высоких здания на горизонте.
После недолгих размышлений девушка улыбается и прыгает. Со стороны кажется, что это легко: от тебя требуется совершить два простых действия – разбежаться и оттолкнуться, все остальное сделает система веревок и гравитация.
Я встаю на точку и прошу Константина дать мне отсчет: 3, 2, 1… он понимает, что в моем случае можно обойтись без команд, и произносит: «Давай сама». Ответом на тонкое понимание может быть только улыбка облегчения.
Улыбаюсь, бегу, отталкиваюсь – и вдруг понимаю, что подо мной совсем ничего нет. Я прямо сейчас падаю в пустоту. Три секунды своего свободного падения не думаю вообще ни о чем, и совсем ничего не чувствую. Знаете это состояние, когда ты просто есть здесь и сейчас? Когда мышление останавливается: твой ум не анализирует прошлое и не мечтает о будущем – ты переживаешь присутствие только в настоящем.
Из этого состояния выводит ощущение, что веревка подхватила меня и начала раскачивать из стороны в сторону, как в колыбели – движение плавное и с очень широкой амплитудой.
Инструктор с трапа жестами спрашивает, все ли хорошо – я киваю, все в порядке. Веревку начинают опускать, инструктор с земли тоже просит подать ему знак. Внизу вижу людей, которые наблюдали за моим прыжком с поднятыми вверх головами, приближаюсь к ним и замечаю на лицах сопереживание и любопытство. Сегодня они или их близкие тоже отправятся в такой полет.