О смысле установки поклонного креста рассказал епископ Магнитогорской епархии Зосима

По улице Челябинский тракт в Магнитогорске установили новый поклонный крест. На нем стоит надпись: «Господи, храни град наш».

Откуда пошла традиция устанавливать поклонные кресты на въездах в русские города, какое значение вкладывает в это действо Церковь, как горожане восприняли знаменательное событие, и кого нужно поблагодарить за установку и освещение креста – об этих и других подробностях в нашем материале.

Некоторое время назад у представителей Магнитогорской епархии Русской Православной Церкви возникла мысль произвести замену обветшавших поклонных крестов, которые расположены на въездах в наш город с различных направлений. ПАО «ММК» и администрация Магнитогорска поддержали этот проект.

14 августа первый поклонный крест освятили. На освящении присутствовал заместитель генерального директора ПАО «ММК» по социальным проектам Алексей Жлоба. Алексей Валерьевич рассказал, что работы по установке поклонных крестов в Магнитогорске будут продолжены. Еще два новых креста появятся со стороны улицы Зеленой и Дачного шоссе:

– У нас, фактически, будет триптих – второй крест установят на въезде в город со стороны Верхнеуральска, а третий – по дороге из аэропорта.

Верующие горожане, собравшиеся на освящении поклонного креста, были рады событию. Инструктор по вождению Александр Александрович проезжал мимо, когда на Челябинском тракте началось освещение креста. Он рассказал, почему решил остановится и поучаствовать в общей молитве:

– Я человек верующий, поэтому не мог проехать мимо, когда увидел такое большое событие. Для меня крест – это символ нашей православной веры и всей нашей жизни.

Пожилая жительница нашего города, Мария Сергеевна сообщила, почему целенаправленно решила приехать на освещение креста:

– Это благое дело. Когда приезжаешь в Россию, сразу видишь поклонный крест, и понимаешь, что ты дома. Этим наша страна всегда отличалась от запада.

Сергей вместе с сыном также остановились у дороги, чтобы поприсутствовать на знаменательном для Магнитогорска событии:

– Я рад, что такой красивый крест установили. Когда мы с семьей едем по дороге и видим крест, он  всегда напоминает нам о вере, мы все вместе читаем молитву, крестимся. 

Символ православной веры изготовили в цехе ЦМК производственного предприятия Механоремонтного комплекса (МРК) в Магнитогорске. Ведущий инженер по подготовке производства Айрат Бурамшин, руководивший процессом изготовления, раскрыл детали необычного заказа:

– Крест изготовлен полностью из металла. Его высота – 5845 см, вес – две тонны. Сначала крест изготавливают, потом зачищают под покраску, а затем перевозят в другой цех, где на него наносят слой краски. Работа над одним крестом занимает около семи рабочих дней. Все три креста абсолютно одинаковые, они собирались по одному чертежу. На момент написания статьи два креста еще находятся в стадии изготовления, работы завершат к концу августа. А простоят эти креста века!

Айрат Бурамшин отметил, что процесс изготовления шел гладко, никаких разногласий на религиозной почве не возникло:

– Сложности в изготовлении для нашего цеха не было никакой. У нас работают профессиональные сборщики металлоконструкций. Опыт работы с металлом передаётся от старших сборщиков к молодому поколению. В цехе работают и христиане, и мусульмане. В сборке креста участие принимали все, не смотря на принадлежность к той или иной вере. Все относились к изготовлению с пониманием. Третий крест собирали русский и татарин в паре. Никаких разногласий при сборке не возникло!

Воздвижение при въезде в город православного креста не вызвало дискуссию и среди представителей других традиционных для России конфессий. В телефонном разговоре и руководитель магнитогорской еврейской общины Изя Яковлевич Котляр, и имам-мухтасиб Мусульманской религиозной организации Рашид Талгатович Латыпов отреагировали на данное событие положительно. Несмотря на то, что у иудеев и мусульман нет обычая устанавливать свои значимые символы на дорогах, как это принято у Православной Церкви, такие традиции их совершенно не смущают. Рашид Талгатович пояснил:

– У нас на мечетях полумесяц – это символ ислама, когда вы его видите, вы же не воспринимаете это как нечто обидное? Мы понимаем, что крест – это символ религии, которую исповедуют много людей в нашей стране. Каждый человек уважает свои символы, это его право и выбор.

В информационном поле вокруг события установки поклонного креста возникли дискуссии. Некоторых неверующих появление крестов даже немного напугало, кто-то испытал замешательство, кто-то недоумение. В интернете можно встретить разные объяснения установки креста как религиозного символа. За разъяснением, какое именно значение в это вкладывает Магнитогорская епархия, мы обратились к преосвященнейшему Зосиме, епископу Магнитогорскому и Верхнеуральскому.

– Владыка, расскажите, как возникла идея установки крестов?

– Мы посчитали, что статусу Магнитогорска – нашего Города трудовой доблести более уместен величественный, изготовленный из металла, белоснежный крест, нежели хороший деревянный, но все же малозаметный, который был установлен до этого.

– Почему установят именно три креста? Символично ли их число?

– В количестве крестов нет ничего мистического: никакой сакральный смысл мы в это не закладывали.

– Некоторые горожане в комментариях к новости об установке поклонного креста поделились, что их это насторожило, для них огромный крест выглядит зловеще, навевает ассоциации с кладбищем. Что может помочь таким людям понять, что причин для тревоги нет?

– Думаю, такое восприятие продиктовано узким пониманием дела. Традиция воздвижения поклонных крестов во многих христианских странах существовала издревле. На Руси первое упоминание о поклонном кресте мы находим в «Повести временных лет», когда апостол Андрей Первозванный, восходя на Киевские горы, благословил землю русскую и воздвиг поклонный крест. Этот символ призван ограждать наш город, дорогу, которую мы здесь можем понимать не только как физический объект – трассу, но и как жизненный путь, который полон опасностей. Крест – это охранительный символ и знамение победы Христа над смертью. Не случайно про человека, который дошел до самого дна в своем нравственном падении, на Руси говорили: «Креста на нем нет». Здесь мы говорим, в частности, о нательном кресте, но мы можем расширить это понимание и до наличия крестов на теле нашей родины, нашей местности.

Страхи, связанные с установкой поклонных крестов, могут быть, в первую очередь, продиктованы тем, что сам крест понимается лишь как погребальный символ. Дорогие земляки, здесь нечего пугаться: крест не всегда является могильным. Если развивать эту тему, надо сказать, что и могильного креста пугаться не нужно. Когда люди говорят: «Ну что же это, везде кресты понаставили, как на кладбище!», – мне хочется задать встречный вопрос: «А что вас не устраивает в кладбище?» Между прочим, место захоронения усопших – это сакральное, святое место во всех религиях.

– Другая часть комментаторов встала на сторону представителей иных религий: как бы они не обиделись, видя на въезде в город православный символ. Как уберечь их от мысли, что крест вовсе не означает, что в Магнитогорске им не рады?

– Мусульмане, которые правильно понимают Коран – священную книгу для всех представителей ислама, – кто чтит Ису ибн Марьям, распятого на кресте, те, видя крест на въезде в русский город, не могут усмотреть в этом ничего противоречащего их религии, а тем более оскорбляющего. Наверное, всем понятно, что для России православие – это религия, которая способствовала образованию и нашей культуры, и самой нашей государственности. Человек, который отрицает значимую роль православия, может предстать в глазах других невеждой.

– Герб города и логотип «ММК» расположили прямо на религиозном символе – как относится к этому Церковь?

– Инициатива размещения символов принадлежит лично мне. Для меня такая композиция на кресте выглядит глубоко символичной. ПАО «ММК» – градообразующее предприятие, которое  позволяет Магнитогорску по праву называть себя «Стальным сердцем России» – неужели его символ, как и герб Магнитки, не заслуживают права находиться под сенью креста? Они, по моей скромной мысли, объединены в единой композиции и находятся вместе под защищающим покровом Всевышнего. Посыл был именно в этом.

– Кто разрабатывал чертежи крестов? Почему выбрана конфигурация со своеобразной «крышей», что это означает?

– Выбор такой архитектурной формы имеет двойное значение. Так называемый «крест-голбец» в деревянном зодчестве служил защитой от дождя и снега, чтобы от избытков влаги крест не разрушался. Со временем эта архитектурная форма перешла и на другие материалы. Своеобразная «крышка» стала неотъемлемой частью русского поклонного креста. Она присуща национальной самобытной форме креста, что делает именно такой «русский крест» очень узнаваемым. В более глубоком, духовном толковании, такую «крышу» креста можно рассматривать как сень дома. Под этой кровлей может найти себе прибежище уставший странник, проходящий свой жизненный путь. «Крыша» креста здесь символизирует некую защиту Божию.

В завершении беседы владыка Зосима выступил еще с одним обращением к жителям Магнитогорска:

– Хочется поблагодарить руководителей Магнитогорского металлургического комбината за их отзывчивость и помощь в осуществлении проекта. Спасибо всем труженикам Механоремонтного комплекса за то, что откликнулись и с душой отнеслись к делу. Пусть этот крест служит ограждением, защитой, знамением победы добра над злом, укрепляет, защищает и напоминает о жизни вечной всем жителям города.

Exit mobile version