«Мы видели их «орднунг»

Уважаемая редакция «Магнитогорского рабочего»! Прочитала в вашей газете статью «Стояли на Курской дуге» и решила написать, как жили мы в те годы в оккупации.

В октябре 1941-го наш Ивнянский район, как и Белгород, был занят фашистами. Все молодые мужчины надели солдатские шинели, ушли защищать Родину. Остались только старики и матери с детьми. Немцы расквартировывались по домам жителей. В нашей хате тоже поселились двое. В здании школы располагалась немецкая кухня, куда они посылали детей, чтобы носили им еду. Помещение редакции заняли гестаповцы, в подвале «работали» дознаватели. Немцы установили в Ивне свой порядок, называли – «орднунг». Собрали жителей поселка, поставили старосту, который сам изъявил желание служить немецкой власти. Потом он сбежал вместе с фашистами. Помню, как прятались евреи. Однако кто-то их сдал, в начале 1942 года их всех расстреляли – стариков, женщин, детей.
В феврале 1943-го части Воронеж-ского фронта освободили Белгород. Ивню фрицы оставили без боя. Но в марте была вторичная оккупация. А 5 августа, после Курской битвы, Белгород освободили уже окончательно. Когда фашисты ушли, у нас стали жить наши солдаты. Мама им варила обед, ждали, как родных, когда они уходили в бой. Помню, как плакали по не вернувшимся. Мы с сестренкой и написать-то их родным не могли, как хотели. В школу в первый класс пошли только в 1945 году.
Дедушки наши смелые,
Спасибо, что в годы лихие
Все, что смогли вы, сделали,
Победу добыв России…
После судьба забросила меня в Магнитогорск, который тоже стал для меня родиной. Работала на ММК, имею медаль «За трудовую доблесть». Справили с мужем уже «золотую» свадьбу. У детей и внуков высшее образование. В июле этого года я побывала в Ивне, съездила и на Курскую дугу, в Прохоровку, возложила цветы погибшим. Зашла в храм, поставила свечи в память об отдавших здесь свои жизни и за здравие живых.
Вот что еще скажу. На такие встречи с участниками боев на Курской дуге, что описывалась в статье, можно бы приглашать и детей отцов, погибших в той войне. Ведь, возможно, нашу Ивню тогда проходил кто-то из магнитогор-ских ветеранов войны, возможно, и жил в нашей хате…

Exit mobile version