Фотовыставка под названием «О чем молчат горы» открылась в Магнитогорском историко-краеведческом музее. А автор ее – исследователь, фотохудожник, поэт, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Магнит» Виктор Калугин.
Эта выставка – отражение давнего увлечения автора.
– То, о чем я собираюсь поведать вам, может, на первый взгляд, показаться странным и невероятным. Речь пойдёт о горах, вернее о том, что они несут на своем могучем теле. Открывшиеся мне формы и образы будоражили сознание, которое отказывалось воспринимать очевидное. Но факты оставались фактами, которые я отвергал и принимал вновь, находя новые и новые подтверждения в разных местах нашего удивительного Урала. Постепенно обозначилась сказочная картина обустройства нашей Земли-матушки. И, как вы сможете судить по фотографиям, эта фраза не метафорична, а имеет вполне реальное физическое воплощение, – поясняет автор.
Впервые образы в скальных массивах Виктор разглядел еще в детстве, когда родители возили их с братом к морю, и утес, нависший над пляжем, напомнил ему своей формой ежика.
В 2014 году, приехав с экскурсией в Капову пещеру, поэт оказался увлечен не столько рисунками первобытных художников, сколько образом горы, рядом с которой пещера располагается – во время продвижения вдоль нее гора казалась то медвежьей головой, то сидящей гориллой, то мамонтом.
В ходе следующей экскурсии, интересные образы он разглядел и на стенах самой Каповой пещеры. Потом он стал искать в показавшихся образах метафорические смыслы, делиться своими наблюдениями с друзьями. Кто-то напоминал Виктору Калугину о геологических процессах, а кто-то разделял его взгляды.
В своих путешествиях по горам Урала на протяжении более 10 лет Виктор Калугин сделал тысячи фотографий, в которых своим поэтическим взглядом смог углядеть животных, людей, исторических и мифологических персонажей, а теперь предоставил такую возможность и посетителям выставки. И действительно, стоит перефокусировать взгляд, и ты сам признаешь, что этот скальный выступ напоминает профиль Н.В. Гоголя, а нагромождения камней на склоне – лежащую женщину-богиню.
– Вот уже прошло 10 лет, как Господь сподобил меня «видеть» камни и скалы, включающие в себя образы людей, животных и многое другое. Эти образы создались в то же время, когда образовались и сами горы. При этом средства и формы изобразительности гор оказались самыми разными – от макроформ, когда целая гора изображает, например, голову, и до миниатюр, как например, на скальниках, которые буквально выложены мозаикой и можно увидеть множжество образов. И, благодаря тому, что сейчас есть цифровая техника, возможность увеличивать и уменьшать кадр, появилась возможность в таком формате увидеть горы, – считает Виктор Николаевич. – Чем чаще я стал ходить в горы, тем лучше стал видеть камень, потому что нужно ведь допустить такую вероятность, что в этом камне что-то есть, если ты будешь идти с потребностью увидеть что-то, то постепенно это зрение откроется.
Разглядеть такие изображения в окружающем мире дано не каждому, для этого нужно иметь поэтическое видение мира и быть по-настоящему влюбленным в горы, в нашу уральскую природу.
– Одной из первых, с кем я поделился своим «видением» гор, была Римма Дышаленкова, – рассказывает Виктор Калугин. – Поскольку она была женщиной земной (в прямом и метафизическом смысле), и абсолютно сказочной, она приняла мое мировоззрение с восторгом и вполне деятельно – написав текст для газеты, который я не опубликовал, но сохранил в память о ней. Тогда же Римма Андрияновна предложила организовать выставку, что, наконец, и случилось.
На открытии выставки пришли друзья автора, которые сами себя называют в шутку «горотопами». Известный в Магнитогорске художник и писатель, любитель походов Владислав Аристов процитировал слова китайского поэта XI века Су Ши «Надпись на стене храма Западного леса», которые обозначили самую суть идеи выставки:
– Внимательные читатели, наверное, замечали, что практически в каждом поэтическом сборнике Виктора Калугина тема гор затрагивается, потому что «лучше гор могут быть только горы» – отметила старший научный сотрудник музея-квартиры Бориса Ручьева, краевед Наталья Троицкая. Одно из них предваряет аннотацию к выставке:
***
В выставку вошли 33 фотоработы. Отбор был очень жестким, а главным критерием стала доступность, читаемость образа для зрителя, пояснил автор. К открытию выставки был издан и небольшой каталог, включивший в себя порядка 20 фотографий, в которых зрителю предлагается вслед за автором увидеть те или иные образы.
– Замечательная выставка. Я слушала рассказ автора практически со слезами. Это же рождения нашей цивилизации, именно так наши предки и представляли мир: все живое, живые камни, образы, фактически Виктор Николаевич увел нас к самым истокам, – говорит старший научный сотрудник Краеведческого музея Галина Старикова.
– Только горы способны нести и хранить в себе информацию о далеких працивилизациях в течение многих миллионов лет. Всем известно, что в электронных носителях информации используются минералы и редкоземельные металлы. А теперь представьте, сколько их хранит наш старейший уральский хребет. Нам же пока доступна лишь внешняя «обертка». Поэтому поговорим о том, что лежит на поверхности, о скульптурных, барельефных и художественных изображениях на скалах. Возникает естественный вопрос – кто, когда (в какой геологический период) создал эти изображения, или же они сформировались сами собой согласно особой голографической программе? Тогда нужно признать, что есть некто, кто создал, запустил эту программу и отслеживает наше развитие, – размышляет автор выставки.
Поразмышлять об этом предлагает он и вам, посетив Магнитогорский историко-краеведческий музей.