«Красный цвет в искусстве»: необычная выставка открылась в картинной галерее Магнитогорска

Цвет жизни, крови, любви, энергии – каков он, красный цвет, для художника? Поразмыслить об этом вместе с авторами декоративно-прикладного искусства и живописи приглашает горожан Магнитогорская картинная галерея, пишет “Магнитогорский рабочий”.

Выставка «Красный цвет в искусстве», открывшаяся здесь, представляет работы из фондов галереи. Это уже второй опыт изучения цвета глазами художников: экспозиция является продолжением концептуального проекта, начало которому было положено выставкой «Синий цвет в искусстве» 2022 года.

В зале декоративно-прикладного искусства представлено около ста работ – живопись, гобелены, стекло, фарфор, красочные тагильские подносы – все эти предметы объединены доминирующим в них красным цветом и его оттенками.

– Выставки подобного рода очень интересные, сложные, и всегда говорят нам, во-первых, о зрелости коллекции музея, потому что все работы, что вы видите, из нашего собрания, а, во-вторых, о зрелости наших научных сотрудников, которые эту коллекцию продумали и воплотили в жизнь, – пояснила искусствовед, член Магнитогорского отделения Союза художников РФ Лилия Филатова. – Обратите внимание, что здесь у нас в первую очередь живопись и декоративно-прикладное искусство, потому что они чаще всего обращаются к цвету как художественному явлению.

Красный – основной цвет спектра и имеет множество оттенков. В природе не так много красного, особенно в нашей неяркой средней полосе, и потому он воспринимается как изысканный, необычный. Это цвет зрелости плодов и ярких цветов, недаром красный в русском языке равно красивый. На Руси он ассоциируется со славянской тематикой, обережными вышивками, красными девицами, молодыми женщинами, красные наряды которых – символ плодородия.

Для художников же красный еще и цвет, который помогает привлечь внимание – он одновременно тревожный, опасный, но и привлекательный. Пигмент этого цвета есть в охре, которой пользовались первобытные авторы наскальная живописи. В русской иконописи красный является символом страдания великомучеников и торжества вечной жизни. В мире современного искусства красный цвет олицетворяет победу, жизненную силу, энергию и власть.

Погрузиться в атмосферу красного гостям выставки помогла куратор выставки, старший научный сотрудник галереи Юлия Лященко. Она рассказала, что сотрудникам галереи при формировании этой выставки пришлось по-новому взглянуть на коллекцию музея, чтобы понять, как можно раскрыть этот цвет.

Если синий удалось показать через изделия из фарфора и фаянса в таких традиционных техниках как гжель, изысканной кобальтовой сетке сервизов Ленинградского фарфорового завода, то в этой экспозиции в большом многообразии представлено цветное стекло красного цвета авторства Ф. М. Нутовича, народного художника России В. С. Муратова, заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР Л. М. Мягковой, Заслуженного художника России М. М. Кизлова. В 1970-80-е годы стеклоделие в СССР процветало, было много предприятий, талантливых мастеров, которые сочетали плоские и объемные формы, восстанавливали различные старинные техники, разрабатывали новые, в то время коллекция галереи пополнилась большим количеством прекрасных стеклянных изделий.

В ходе экскурсии зрители узнали, что красное стекло появилось гораздо позже, чем стекла других цветов. Такие оттенки как оранжевый, морковный умели делать очень давно, но исключительный ярко-красный цвет, который называли рубиновым, по разным версиям  впервые получили в середине XVII века стеклодув из Германии Кункель или мастер Франческо Вазари из Венеции. Для этого они добавляли при варке стеклянной массы золото, соблюдая определенные пропорции, температуры и технологии. Позже научились создавать красное стекло добавляя кристаллическую медь в сочетании с оловом. По тем временам это был очень трудоемкий процесс.

Красный, несомненно, цвет Революции, и в советские годы было создано немало предметов такой тематики. Декоративная композиция «Маяк» авторства А.С. Курилова из Гусь-Хрустального состоит из основания и наклонного куба с декоративной гравировкой по стеклу – портрета вождя революции. Не обошлось и без агитационного фарфора первых пятилеток авторства Л. И. Григорьевой – одного из почетных художников Ленинградского фарфорового завода. Ее блюдо «Наши стройки» – и о Магнитострое в том числе.

Художники-прикладники создают невероятные по красоте произведения декоративного искусства в разных материалах. Изюминкой данной экспозиции стала обложка книги в технике тиснения из кожи красного оттенка.

Искусство плетения гобеленов процветало в 1960-80-к годы в Прибалтике. Здесь мы видим гобелен, созданный Иви Лаас в стиле минимализма, гобелен Медардаса Шимелиса «Осенний узор» о празднике урожая, а также декоративное панно из шерсти и льна латвийской художницы Лилиты Постажа «Красильщицы» – четыре стилизованные фигуры олицетворяют женщин ее народа, трудолюбивых и сильных духом.  

В ковровом производстве широко используются красители из семян растения гармалы, из корней марены, кровохлебки и из молодых веток крушины, а также мексиканскую кашениль. Они дают прочные краски от темно-красной до розовой.

Активно используется красный цвет у нижнетагильских мастеров лаковой росписи. Главная ее особенность заключается в технике рисования «двойным мазком». Выбор основных и дополнительных цветов позволяет передать то или иное ассоциативное впечатление, настроение. Например, красный и золотистый цвета связаны с ощущением тепла, солнечного света, а красный с белым дают ощущение торжественности.

В разделе живописи красный и его оттенки создают настроение в ярком пейзаже «Старое кочевье» С. С. Торобекова, картинах, посвященных лету,  авторства Игоря Орлова и Вячеслава Михайлова, весьма оригинальном декоративном панно из различных деталек авторства магнитогорского художника Константина Черепанова. Не менее выразительны натюрморты Г. П. Егошева «Сухие цветы» и Е. И. Табаковой «Натюрморт с рябиной», женские портреты Константина Черепанова, Марины Талашенко, Юрия Жулина.

Как и в прошлой, «синей», выставке здесь организаторы подобрали  и разметили меж живописных полотен стихотворения российских поэтов, в которых упоминается красный цвет – будь то Красная площадь, ветка рябины или закат. И это вносит дополнительные нотки в и магию красного цвета.

Погрузиться в атмосферу красного можете и вы. Для посетителей выставка будет работать до 1 сентября.

Exit mobile version