Выставку об истории ислама открыли в краеведческом музее Магнитогорска

В Магнитогорском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Ислам и Магнитогорск: история мировой религии», которая рассказывает о жизни мусульман Магнитки от времен Магнитостроя до нынешних дней.

– Идея выставки появилась, прежде всего, потому, что Магнитогорск – город многонациональный и многоконфессиональный, и исторически сложилось так, что люди, исповедующие ислам, строили наш город и комбинат, – рассказала организатор выставки, научный сотрудник музея Валерия Лукманова. – Захотелось эту тему поднять, так как в постоянной экспозиции нашего музея очень полно представлен раздел «Православие», и стоило бы уделить внимание мусульманству, хотя бы в форме временной выставки, проследить развитие ислама в городе на протяжении всего этого времени.

Из Татарстана – в Магнитку

В экспозицию вошли экспонаты из фонда музея о спецпереселенцах из Татарстана и других регионов страны. Очень помогли в сборе материала семья Ульфата-хаджи Шакирова, имам-мухтасиба Магнитогорска в 1990-2000-е годы, левобережная и соборная мечети города и их имамы.

Ислам не является пришлой или новой религией для Южного Урала, башкиры и казахи исконно жили на этих землях, однако глубоко трагичны неотделимые от ислама истории спецпереселенцев на магнитогорской земле. Но все привезенные сюда насильно и приехавшие на Магнитострой добровольно, жившие здесь ранее народы, несмотря на гонения со стороны советской власти, не отказывались от религии, которая была частью их идентичности, формировала взгляды, повседневные ритуалы и важнейшие события в жизни.

И на Магнитострое, и в последующие годы люди молились, прибегали к помощи имамов при совершении никахов, при обряде имянаречения новорожденных, при прощании со своими умершими родственниками, которых считали нужным проводить в последний путь по всем требованиям религии. Среди личных вещей спецпереселенцев и репрессированных сохранились для потомков молитвенные коврики-намазлыки и священные картины – шамаили с изображениями священных мест, мечетей и цитатами из Корана. Несколько шамаилей можно увидеть в экспозиции, как и старинные издания Корана, четки, тюбетейки и другие вещи.

На открытии выставки выступил историк, кандидат философских наук Салават Ахметзянов, который рассказал о статистике по исламским народам в Магнитогорске от 1930-х до нынешних дней, а также поделился историями свой семьи – спецпереселенцев из Татарстана.

Можно было услышать и истории других людей, чьи предки-мусульмане были присланы в Магнитогорск в период индустриализации. Нурия Мукатисова, которая любезно предоставила для выставки фотографии и документы из своего семейного архива, рассказала об истории своего прадеда со стороны матери, раскулаченного и переселенного из Татарстана в Магнитогорск, о своей бабушке, вместе с дочерьми переехавшей после войны из голодающей Поволжской деревни в более сытую Магнитку к родственникам, о своем детстве в поселке Среднеуральском, и соседнем поселке Новосеверном, населенном татарами, где ей часто доводилось бывать. Долгие годы история семьи была тайной для младшего поколения, и только в 1990-е годы стала понемногу открываться правда.

Рассказала она и о магнитогорских муллах Салихе Хакимзянове, Заялове, Ульфате Шакирове, с которыми связаны памятные события в истории ее семьи – обряды имянаречения и свадьбы.

Хранители ислама

Сохранилось совсем немного информации о первых муллах и имамах, служивших на Магнитострое: Габдулле Б алталове, Ф аткулгаяне Нурет динове, М инигалее Нур мухаметове и других, чья судьба нередко завершалась трагично.

Первым молельным местом мусульман Магнитки стал частный дом некоего Касима Мусина, который приспособили под молитвенное помещение. Мусульмане за счет пристройки расширили его площадь, подняли потолок, сделали двери. После этого они беспрепятственно молились в этом молельном доме в течение трех лет. Своего муллы у них не было. Обряды совершали пожилые люди, умеющие читать Коран. Но в 1961 г. местные органы власти закрыли молельный дом, изъяли его у верующих и переоборудовали под магазин. В 1968 году мусульмане Магнитогорска сложились и приобрели частный дом под мечеть по адресу ул. Нерчинская, 3. Порой приходилось собираться для общих молитв и на кладбищах.

Серьезные изменения для мусульман в городе произошли лишь в 1990 г., когда были приняты з аконы «О свобо де вероиспо веданий» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Мусульманская умма Магнитогорска получила возможность открыто существовать, исповедуя свою религию. Для нее был выделен земельный участок под строительство Соборной мечети.

В 1991 г. состоялось освещение места, где в будущем появится мечеть. Ее архитектором стал Назим Саяхов. На выставке представлены планы-эскизы строительства Соборной мечети Магнитогорска, сделанные Н.Г. Саяховым, выставлены грамоты, благодарственные письма, которыми был награжден талантливый архитектор. О том, как добивались выделения места, закладывали первый камень, как шло строительство мечети, рассказала заведующая отделом башкирской культуры Дома дружбы народов Рашида Муртазина.

Очень многое для появления Соборной мечети в городе сделал и Ульфат Шаикров, который длительное время был имам-мухтасибом Магнитогорска. Его одеяние, грамоты, благодарственные письма и фотографии также представлены на выставке.

В 1992 г., выйдя на пенсию, Ульфат Шаикров отправился на учебу в только что открытое медресе Ризаэтдина Фахретдина в Уфе, а, вернувшись с учебы, активно занялся организацией строительства. В 1994 г. он стал имам-хатыбом, а затем имам-мухтасибом города – представителем главы религиозной общины на местном уровне.

Валерия Лукманова рассказала историю семьи имам-мухтасиба и его отца, Мухаметьяна Шакирова, который был муллой в Магнитогорске.

Открытие выставки «Ислам и Магнитогорск: история мировой религии» посетили главный муфтий Уральского Федерального округа и председатель Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей – Ринат Раев и имам-мухтасиб Магнитогорска Рашид Латыпов. Оба они выступили с речью перед посетителями открытия. Ринат-хазрат Раев принёс в музей посох, который сам по себе является историческим артефактом. Он принадлежал Зайнулле-ишану Расулеву – просветителю, мусульманскому религиозному деятелю, основателю медресе «Расулия», расположенному в Троицке. Имам-мухтасиб города пообщался с посетителями и ответил на ряд вопросов.

Украсили торжественное открытие выставки выступления башкирского и татарского коллективов Дома дружбы народов.

– Это первая выставка на данную тему в Магнитогорском краеведческом музее, и хотелось бы, чтобы эта тема дальше развивалась, наши фонды пополнялись, становились более развернутыми, и мы могли бы организовывать большие выставки по данной тематике, – резюмировала Валерия Лукманова, а также поблагодарила всех, благодаря кому это открытие стало возможным.

Exit mobile version