Персональные данные для всех

Сегодня Интернет несет не только информационную функцию.

Через сеть можно заказать товар в любом из интернет-магазинов, купить авиабилет, послать бесплатное сообщение на телефон другу и многое другое.
Однако каждый потребитель, вводя свои персональные данные на том или ином сайте, должен отдавать себе отчет, что рано или поздно они могут стать публичным достоянием.
По данным Роскомнадзора, в июле этого года выявлено 80 сетевых магазинов, которые допустили раскрытие персональных данных клиентов в Сети, а это является нарушением требований конфиденциальности персональных данных.
При заключении договора о реализации товаров дистанционным способом продавец, как правило, запрашивает у потребителя его фамилию, имя, отчество, данные о годе, месяце, числе и месте рождения, адресе, номере основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, а также иную информацию, отнесенную к персональным данным.
В этой связи продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты данных клиента от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий. При этом в случае невыполнения данного обязательства, императивно установленного законом, продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ.
При этом под потребителем понимается гражданин, приобретающий или заказывающий товар, а также имеющий намерение заказать или уже использующий товар для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поэтому любой покупатель (заключивший договор или просто оставивший соответствующую заявку) может предъявить требования продавцу, связанные с возмещением имущественного или морального вреда, если его персональные данные находятся в свободном доступе.
Однако, если продавец докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, то от ответственности он будет освобожден в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если вы идете в ногу со временем и умеете пользоваться Интернетом, то, прежде чем где-либо оставлять свои персональные данные, изучите для начала законодательство. Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предупреждают: отношения, связанные с продажей товаров на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром при заключении соответствующего договора, регулируются законодательством РФ.
В частности это п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612. Основанием для предъявления требований о возмещении вреда (при наличии такового), причиненного личности и имуществу гражданина, являются соответствующие положения ст. 13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и гл. 59 ГК РФ.

Exit mobile version