Огромные воздушные шары пролетели над Магнитогорском. В городе стартовал фестиваль воздухоплавания «Чистый воздух». Всю неделю в небо будут подниматься яркие аэростаты.
Они привлекают внимание издалека, еще даже не взмыв в воздух. Огромные яркие купола накануне вечером уютно расположились на зеленом газоне слева от монумента «Тыл-Фронту» в парке у Вечного огня – не заметить такие сложно. Пока команды готовятся к запуску аэростатов, на площадке собираются зрители – восхищенно рассматривают воздушные шары и делают фото на их фоне.
Показательные выступления воздухоплавателей – еще один подарок магнитогорцам к 95-летию города.
«Со 2 по 7 июля будем летать, у нас порядка 15 площадок вокруг города, откуда взлетаем. Все зависит от ветра. Вообще в нашем городе погоду тяжело поймать, постоянно ветрено. Поэтому и взяли целую неделю. Мы этот проект вынашиваем еще со времен ковида, когда нельзя было проводить массовые мероприятия. Я подружился с Федерацией воздухоплавательного спорта из Уфы. Тогда летали от Арены «Металлург», садились в Западном, было два шара», – объясняет директор Концертного объединения Магнитогорска и организатор фестиваля воздухоплавания в городе Роман Синицких.
В этот раз аэростатов больше. Для участия в фестивале воздухоплавания «Чистый воздух» в Магнитку прибыли пять команд из разных городов России – Уфы, Самары, Йошкар-Олы, Тюмени, Набережных Челнов.
Радмир Кильмаматов представляет Федерацию воздухоплавательного спорта Республики Башкортостан и воздухоплавательный клуб «Полет» (Уфа). Радмир – пилот аэростата, летает уже 12 лет.
«Самый длительный перелет составил 10 часов 30 минут. Стартовали мы в Зеленодольском районе Татарстана, а приземлились в Самарской области. Это была российская гонка, которая проходила в этом году. И мы с братом заняли там первое место. Самое сложное было – постоянно управлять аэростатом, держать необходимую высоту, чтобы сохранять нужный курс», – рассказывает Радмир.
Чтобы запустить аэростат в небо, сначала надо поднять ввысь купол, заполняя его разогретым воздухом. А в воздухе постоянно обновлять подачу газа – для этого пилот тянет рычаг газовой горелки, которой оснащен аэростат.
В лучах закатного солнца или на рассвете – в полеты воздухоплаватели отправляются либо вечером, либо рано утром. Такое время суток выбрано не случайно. Это не только красиво. Это еще и правила безопасности.
«Летом снега нет, поверхность земли нагревается по-разному, вода нагревается по-разному, трава нагревается по-разному. За счет этого возникает ветер, который идет не как мы привыкли – в горизонте, а либо вертикально вверх, либо вертикально вниз. Утром его нет, вечером он стихает, а днем, когда эти потоки ветра есть, мы в этих потоках летать не можем, иначе аэростат становится неуправляемым. Поэтому мы выполняем полеты утром, когда земля еще не прогрелась, либо вечером, когда земля немного остыла», – объясняет пилот.
Вес, который может поднять аэростат, зависит от температуры воздуха и от размера самого шара. Есть небольшие спортивные шары – они поднимаются в воздух быстрее, но в корзине – не более двух человек. Аэростаты, что участвуют в фестивале в Магнитогорске, могут поднять около 320-350 кг. А вообще, для загрузки аэростата есть расчетные таблицы, учитывается не только температура воздуха и размер шара, но и высота полета.
«Исходя из этого есть безопасные веса, которые можно взять с собой. Они включают оборудование, вес пилота, вес пассажиров, вес баллонов – все это высчитывается и принимается решение, сколько в этот день ты можешь взять с собой», – говорит Радмир.
А на вопрос, на какое время хватает газовых баллонов, подчеркивает, что это тоже индивидуально.
«Мы берем с собой минимум на полтора часа полетов. Но при хороших погодных условиях, когда есть направление, нет сильного ветра, в корзине мало народу, то можно дольше лететь. Чем жарче, тем тяжелее – ты чаще работаешь горелкой и больше идет расход воздуха», – объясняет Радмир.
К примеру, во время того самого рекордного десятичасового полета этой зимой, когда летали на большом аэростате, потрачено было 11 баллонов с газом – это порядка 600 с лишним литров газа, вспоминает Радмир Кильмаматов.
Погода порой вносит свои коррективы в полеты, когда ветер резко меняется и лететь приходится совсем в другую сторону. В целом благоприятными условиями для полетов являются следующие: отсутствие осадков, слабый ветер не более 5 м/с и температура не выше +27 градусов.
Теоретически аэростаты могут подняться на высоту до 4 км и даже выше. Воздухоплаватели России ставили рекорды, пролетая над Эльбрусом. Правда, на такой высоте без кислородной маски не обойтись. Высота обычных полетов куда меньше.
«Самые интересные – это бреющие полеты. После 600 метров все внизу выглядит как гугл-карта. Но бывает, шары протыкают облака и летят над ними», – говорит еще один участник фестиваля Роман Рачков.
Роман приехал на фестиваль из столицы Республики Марий Эл – Йошкар-Олы. Он представляет клуб «Легкие люди».
«Нас в команде трое – пилот и группа подбора. Мы приехали за тысячу с лишним километров, чтобы раскрасить небо Магнитогорска и принести людям радость. Моя задача – помочь разобрать шар и собрать его на месте посадки, подобрать пассажиров. Перед полетом проверяем, как работает горелка, все соединения газовых шлангов. Дальше расправляется оболочка, прикрепляется к корзине, надувается с помощью пропеллера и заполняется газом. Чтобы подняться выше, надо шар сильнее нагреть. Управляем шаром с помощью ветра. Пилот использует программы, плюс свой опыт. Чтобы спуститься, открываем специальный клапан – лишний газ уходит и шар опускается ниже», – объясняет Роман.
Аэростаты поднимаются ввысь под восторженные крики зрителей. Зрелище действительно впечатляющее – это стоит увидеть собственными глазами. Вылеты планируются на рассвете (примерно в 05.30) и перед закатом (около 20.00).
Если погода и ветер не подведут, то сегодня, 3 июля, старт состоится на том же месте – недалеко от монумента «Тыл-Фронту». Информацию о запуске воздушных шаров можно найти в телеграм-канале администрации Магнитогорска и в группе «ВКонтакте».