Магнитогорцы увидели спектакль «12» с Никитой Михалковым

«Большие гастроли» в Магнитогорске и Челябинске состоялись при поддержке ФГБУК РОСКОНЦЕРТ и Министерства культуры РФ. Большое содействие мероприятию оказали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, администрация Магнитогорска и лично глава города Сергей Бердников. Показы спектакля «12» прошли в рамках направления программы «Ведущие театры» на сценах Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина и Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки.

История о двенадцати присяжных, не оставшихся равнодушными к судьбе чеченского мальчика-сироты, отозвалась в сердцах зрителей.

Справка «МР»:

Премьера драмы «12» (16+) по мотивам одноименной картины режиссера и актера Никиты Михалкова, приуроченная к его 75-летию, состоялась на Исторической сцене Большого театра 24 апреля 2021 года.

В свою очередь, полнометражный художественный фильм Никиты Михалкова «12» (16+), вышедший на экраны в 2007 году, – ремейк классической драмы американского режиссера Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Фильм «12» был удостоен «Специального Золотого льва» на Венецианском международном фестивале, номинирован на премию «Оскар», стал лауреатом национальной кинопремии «Золотой орел» в пяти номинациях и премии «Ника» в двух номинациях.

Пьесу, положенную в основу фильма и спектакля «12», Никита Михалков написал вместе с драматургами братьями Пресняковыми. На магнитогорской сцене драму представил великолепный актерский состав, в котором вместе с народным артистом РСФСР Никитой Михалковым работали народный артист РФ Николай Бурляев, народный артист РФ Сергей Степанченко, заслуженный артист России Владимир Долинский и другие актеры «Мастерской «12» Никиты Михалкова.

На состоявшейся в магнитогорском драмтеатре пресс-конференции Никита Сергеевич отметил, что каждый из актеров его мастерской прошел курс в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова. К слову, конкурс на обучение там очень высок: из пятисот заявившихся отбирают лишь 12 человек.

Показы «12» стали большим памятным подарком к юбилею Магнитогорска, который мы отмечаем в эти дни. Работу высокопрофессионального коллектива наши зрители оценили очень высоко – автору и режиссеру спектакля это стало понятным не только по овациям и аплодисментам.

– Аплодисменты можно инициировать, а вот тишину инициировать нельзя, – говорит Никита Михалков. – И дело даже не в том, что в зале тихо, а в том, что напряженно тихо. Когда мы только начинали играть спектакль – а я первый акт сижу к зрителям спиной – у меня было жуткое ощущение, что зал пустой. Но потом начинаешь понимать, что энергия, которая идет со сцены, возвращается из зала – это очень мощно. Люди не хотят аплодисментами разрушать ощущение, атмосферу, чтобы что-то не пропустить.

О гастролях мастерской Никиты Михалкова и спектакле «12» от имени принимающей стороны немало теплых слов сказал глава Магнитогорска Сергей Бердников:

– Отзывы о спектакле «12» самые великолепные, мне приятно, что в нашем городе проходят работы такого уровня и их представляют такого уровня артисты. Конечно, отдельная глубокая благодарность Никите Сергеевичу за то, что он счел возможным побывать со своими прекрасным коллективом в нашем городе. Мы постарались сделать всё возможное для комфорта зрителей и артистов.

Сергей Николаевич отметил силу состоявшегося сценического действа, которое многих зрителей захватило настолько, что они «выпали» на три часа из собственной жизни и буквально жили вместе с артистами на сцене. Глава города передал Никите Михалкову памятный сувенир в виде скульптурного триптиха о Мече Победы, в который входят монументы «Тыл – фронту», «Родина-мать» и «Воин-освободитель», подчеркнув:

– Нам есть чем гордиться, мы очень любим свой город – Город трудовой доблести. Стараемся поддерживать все, что было создано нашими предшественниками, бережно это хранить и передавать потомкам. Никита Сергеевич играет огромную роль в части патриотического воспитания граждан, для нас это очень важно, мы – город патриотического настроя.  

Никита Михалков рассказал об экскурсии в цехи Магнитогорского металлургического комбината, на которой побывали актеры его мастерской. Итог этой экскурсии они подвели одной фразой: «Такую страну победить нельзя!» Михалков выразил благодарность за прием, оказанный его коллективу на южноуральской земле:

– Гастроли были бы возможными без участия губернатора региона и руководства города, Минкульта, Росконцерта. «12» – большой спектакль, в нем задействованы серьезные технологии: камеры, экраны, все это должно быть сделано так, чтобы действие не вызывало ощущения фальши. Я хочу поблагодарить за прием, за приглашение, за то, какие чувства мы испытали, находясь на сцене.    

Состоялось и обсуждение спектакля, на который были приглашены журналисты городских СМИ. «12» недавно был увековечен в названии Мастерской Никиты Михалкова.

– Это спектакль, который первым из нашей мастерской вышел на большую сцену, брендовый спектакль, – пояснил Никита Сергеевич этот факт, отметив, что в дальнейшем он планирует перевести на большую сцену и не менее замечательный цикл «Метаморфозы» по прозе Ивана Бунина и Антона Чехова, который также сыграл огромную роль в творческой судьбе коллектива.

Зрители отметили особенное ощущение от спектакля «12», в котором совмещены театральные и кинематографические приемы, – одновременность сценического действия в реальном времени и иллюзии нахождения внутри фильма. Во многом это происходит потому, что артисты на сцене отделены от зрительного зала тончайшей сеткой, которая служит экраном для демонстрации кинокадров.  

– Экран дает возможность соединять фрагменты фильма со сценой, что дает ощущение достоверности, – рассказал Никита Михалков. – Это ноу-хау нашей мастерской, семь спектаклей «Метаморфоз» тоже отделены от зрительного зала сеткой. Это дает очень важную изоляцию актерам – мы зрителей не видим. Ощущение «публичного одиночества» на сцене очень концентрирует актеров. Эта изоляция очень тяжела, потому что хочется понять, что происходит в зале, но это невозможно сделать.

Такая изоляция требует особого мастерства от актеров, словно живущих своей жизнью на сцене:

– В кино есть крупный план, можно при помощи монтажа заставить зрителя смотреть на то, на что ты хочешь, чтоб он смотрел. На сцене все на общем плане, поэтому «крупным планом» могут сыграть только партнеры, своей энергией переключая зрителя на того или другого актера. А для этого необходимо, чтобы ни одной секунды никто не отдыхал на сцене, и это было самое трудное в постановке спектакля. Все можно лицом сыграть, но спиной – это мощнее, ты заставляешь зрителей «подглядывать» за тобой. Вообще что-то делать честно и хорошо всегда трудно.

Настоящее искусство, как говорит Никита Михалков, – это всегда поиски смысла, на это нацелены и русская литература, и русский театр. А потому и спектакль «12», содержащий явные отсылки к библейской истории и Тайной вечере, предварен фразой «Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия» (Б. Тосья). Спектакль для каждого зрителя – независимо от возраста, профессии, социального статуса стал поводом задуматься и о смысле жизни человеческой, и о том, как остаться в этой жизни человеком.

Депутат Государственной Думы РФ Яна Лантратова:

– Как депутат Госдумы от Челябинской области в рамках сотрудничества с Фондом социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 я посещаю многие театры, погружаюсь в культурную жизнь нашего региона. Я поняла, что по насыщенности она ни в чем не уступает культурной повестке федеральных центров.

Некоторое время назад я увидела спектакль «12», мы общались с Никитой Сергеевичем Михалковым, и у меня возникло желание показать этот спектакль жителям Челябинской области. Сделать это было непросто, и я хочу выразить огромную благодарность Министерству культуры РФ, Росконцерту за включение Челябинска и Магнитогорска в программу «Большие гастроли».

Для меня было важно, как примут жители нашего региона этот спектакль и как сложится взаимодействие артистов со зрителями. После спектакля я задала вопрос Никите Сергеевичу о впечатлениях артистов о жителях Магнитогорска. Артисты почувствовали отклик людей, находившихся в зале, они сказали, что эти люди – настоящие.

Накануне показов спектакля «12» мне пришло письмо от магнитогорцев – детей из детского дома и от людей, проживающих в интернате для престарелых и инвалидов. Они рассказали о том, что купили билеты на спектакль вскладчину, и обратились ко мне с просьбой дать им возможность сфотографироваться с Никитой Сергеевичем. Конечно, мы организовали съемку. Меня глубоко поразил этот душевный порыв.

Показы спектакля «12» в нашем регионе стали большим событием. Я очень благодарна за поддержку гастролей главе Магнитогорска Сергею Николаевичу Бердникову, администрации Магнитогорска, ПАО «ММК», губернатору Челябинской области Алексею Леонидовичу Текслеру, учредителю Фонда 2020 Ирине Николаевне Текслер и, конечно, Никите Сергеевичу Михалкову. В дни «Больших гастролей» также проходят встречи артистов со школьниками и студентами, героями специальной военной операции. Я вижу, что жители региона очень ждали этого важного культурного события.

Exit mobile version