“Я так вижу”: в Магнитогорске открылась персональная выставка фотографий Виктора Христенко

Нашего земляка, родившегося в Челябинске, широкая публика знает как государственного деятеля России  конца 1990-х – 2000-х годов, и лишь немногие – как увлеченного  фотографа. Первый снимок Виктор Христенко сделал еще в пять лет, но только после 60-ти решился впервые показать свои работы широкой публике. За более, чем шестьдесят лет героями его снимков стали тысячи людей в десятках стран.

– Я могу неделями ходить с камерой и не сделать ни одного снимка. Потому что смотрю и не вижу. А когда везет, и я вижу, то начинаю несчетно палить кадры. Поэтому – «Я так вижу», – объясняет название проекта Виктор Христенко. – Можно было бы добавить еще и «Я так думаю». Мои работы – это продолжение моей мысли, но через фотографии.

Свою первую персональную выставку Христенко решил устроить на своей малой родине, ведь именно в Челябинске он осваивал азы фотодела в кружке Дворца пионеров им. Крупской на Алом поле.

– Если делиться сокровенным, то там, где родился, учился и работал, прожил первые сорок лет своей жизни, куда я каждый год и не один раз приезжаю на могилы моих предков и где вижусь с близкими и друзьями, – говорит сам автор. 

Первая экспозиция с успехом выставлялась в Челябинске,  а в конце мая переехала в Магнитогорск.  На выставке представлено порядка ста фотоснимков. Увидеть жизнь глазами фотохудожника смогут магнитогорцы, посетив масштабную экспозицию, охватившую весь второй этаж картинной галереи.

"Я так вижу": в Магнитогорске открылась персональная выставка фотографий Виктора Христенко

Испанские страсти

Уже поднимающихся по лестнице зрителей буквально охватывают со всех сторон трибуны  испанской корриды: первая  часть  персональной выставки – испанская серия «Быть тореро», посвящена легендарному матадору из Андалусии Пепину Лирии.

С Испанией Христенко был связан давно: в 2000-х годах он несколько лет возглавлял российско-испанскую комиссию по экономическому и торговому сотрудничеству. В это время он начал глубоко интересоваться испанской культурой, в том числе и корридой. Сейчас отношение к этому истинно национальному зрелищу неоднозначное, но для самих испанцев коррида фактически священна.

«Коррида – это величайшее сокровище Испании, ее жизнь, ее поэзия…», – писал Фредерико Гарсия Лорка. «Коррида – способ художественного выражения, в котором игра между жизнью и смертью, борьба между человеком и животным рождают танец невероятной красоты, и это  тончайшее искусство. Подобно живописному полотну, выступление матадора остается запечатленным на сетчатке глаза того, кто его видел и в сердце того, кто его прочувствовал», – вторит ему Пепин Лирия.

Виктор Христенко очень хотел попасть на корриду в качестве фотографа: камера всегда была для него способом «занырнуть» в новую тему. Так в 2017 году он познакомился с Пепином Лирией, одним из лучших андалузских матадоров, и тот согласился на съемки.  Результатом стали два коллекционных фотоальбома и книга с фотографиями Виктора Христенко и текстами Пепина Лирии, а лучшие кадры вошли в экспозицию «Быть тореро», открывающую  выставку «Я так вижу».

В Испании тореро – национальные герои, они столь же знамениты, как кинозвезды, и вызывают неистовый восторг у публики. Именем Пепина Лирии названа улица, в родной Андалусии ему поставлен памятник.

Здесь мы видим полную историю схватки с быком, от начала до конца. Вот специальный помощник одевает тореро в расшитый золотом костюм. Вот молитва тореадора: Пепин Лирия – человек суеверный, у него есть специальный чемоданчик с различными святыми реликвиями, подаренными друзьями и близкими, и утро перед боем  он долгое время проводит в молитве. Вот полные страстей и неистовства моменты схватки и финал торжества – чествование победителя.

Пепин Лирия:

 – Я очень суеверный. В моем представлении быть суеверным — это значит делать то, что тебе придает спокойствие. Но я в этом смысле стал просто одержимым.

В день корриды всегда делаю одни и те же вещи, совершаю одни и те же действия. Просыпаюсь в одно и то же время. Ровно в 10 утра — ни раньше, ни позже — должен быть подан завтрак. Когда я заканчиваю завтракать, то выбираю цвет костюма, в котором буду выступать вечером.

Цвет очень важен, это тоже примета. Есть цвета, которые приносили мне удачу, а есть и наоборот. Ставится стул, развешивается костюм, который я собираюсь надеть, затем я устанавливаю свою часовню, на что уходит практически целый час, потому что каждый образ, каждая фигура, каждая медаль должны находиться на своих местах, а этих предметов — сотни. И если вдруг что-то выбивает меня из привычного и годами сложившегося ритуала, я начинаю беспокоиться.

На момент фотосессии тореро было уже 48 лет, и он подумывал о завершении карьеры: эта фотосъемка должна была быть финальной. Однако после того, как он увидел эти полные эмоций и истинно испанской страсти фото,  Пепин Лирия  решил, что останавливаться еще рано. Автор и герой стали близкими друзьями: «Пепин не говорит ни слова по-русски и несколько слов по-английски, мой испанский — тоже на уровне пары фраз. Но мы говорим и понимаем друг друга», – говорит Виктор Христенко. 

Города как люди

Вторая часть, «Люди в городе», – ретроспективная серия портретов и репортажных снимков в десятках городах мира, где бывал Виктор Христенко.  Практически во все поездки он брал с собой камеру и всегда старался находить свободное время, чтобы погулять по городам Вьетнама, Франции, Испании, пофотографировать обычных людей.

Сам автор рассказывал, что в детстве у него была мечта о волшебном зеркале, через которое можно увидеть всех людей на Земле в одну секунду: «Представьте, что делают прямо сейчас несколько миллиардов людей. И я подхожу к этому зеркалу с фотоаппаратом и делаю снимок. Мое воображение просто захватывала эта стена портретов – миллионы снимков людей, которые просто живут в это мгновение». Время шло, и Виктор Христенко смог отчасти воплотить свою мечту в серии «Люди в городе».

– За многие годы накопились тысячи снимков, и Виктор Христенко нашел профессионального фотографа, которому показал все эти фотографии и попросил помочь  отобрать самые лучшие для экспозиции, – пояснила заведующая выставочным отделом  картинной галереи Анастасия Миронова.

На фотографиях узнаваема и фантастичная архитектура Антонио Гауди, и музей Сальвадора Дали, и набережная Марселя, и храмы Камбоджи, и бурная жизнь вьетнамских улиц, и соборы различных частей света. Во всем внимательный взгляд фотографа видит не только монументальность зданий и красоту достопримечательностей, но прежде всего людей – богатых и нищих, спешащих и созерцательных, находящихся в общении друг с другом и наедине с миром и богом. Они танцуют, отдыхают, зарабатывают, молятся… Каждый кадр – это сиюминутность человеческой истории, которая на мгновение приоткрывается перед нами, запечатленная где-то с юмором, а где-то с пониманием настоящей трагедии, для кого-то ставшей обыденностью.

Такова, например, история нескольких поколений вьетнамской семьи, у которой нет даже своего дома, и вся их жизнь, от рождения до смерти, проходит на небольшой старой лодке. А этот пятилетний мальчуган уже научился управлять своим судном.

–  Виктор Христенко действительно выхватывает какие-то любопытные кадры из жизни, у него хорошая композиция, есть интересно подмеченные истории, –  отметила искусствовед.  – За всю жизнь он собрал более 7000 снимков, и мы можем видеть лишь малую часть из них.

«Не поле перейти…»

В каждом, у кого была бабушка, а детство проходило в деревне, до самых глубин души откликнется третья часть экспозиции—  “+/-90”, посвященная людям пожилого возраста.

Два года назад Виктор Христенко в сопровождении менеджера проекта Михаила Абрамова начал ездить в экспедиции по российской глубинке,  деревням, поселкам и малым городам Ярославской, Костромской области, в Карелии и Чувашии, на Соловки, и снимать людей для этого проекта.

– Я хотел почувствовать, понять, услышать и увидеть простых людей, проживших большую и совсем непростую жизнь в местах, от которых так и веет «уходящей натурой», –  говорит сам автор. – Проект «+/− 90» — это истории простых непростых людей. Впереди  еще не одна поездка, но первые работы из этой серии показываю в рамках персональной выставки «Я так вижу» в Челябинской области. 

Люди, запечатленные на снимках – живые свидетели истории, которые на своем веку застали и голодомор, и сталинские репрессии, и лихолетье Великой Отечественной войны, и полет Гагарина, и распад СССР, помнят, как была устроена жизнь до появления компьютеров и мобильных телефонов. В их глазах отразилась целая эпоха, оттого полны они мудрости и любви к этому миру.

Особенно впечатляет цикл фотографий рук пожилых людей.

– В руках наших бабушек и дедушек уместилась целая жизнь, – отмечают организаторы проекта. – Взгляните на эти руки – они пропитаны мудростью и силой, накопленной за долгие годы. Это руки, которые работали на земле, воспитывали детей, пережили войны, боролись за свою семью и свою страну. Но чаще на них остаются отпечатки времени: старение, болезни, непростая судьба. Да, эти руки могут рассказать многое о трудностях и боли, которые им пришлось испытать. Но они также несут в себе историю, наставления и любовь. Пусть каждая морщина на них будет напоминанием о том, что каждый день — это бесценный дар, а каждое дело, сделанное с любовью, оставляет свой след в сердцах тех, кто живет после нас.

В работе над проектом участвовала целая команда, и это были не только фотосессии, но и долгие разговоры. Под фотографиями мы видим листы с историями из жизни этих людей. Их судьбы очень разные, и все они непростые, как и времена,  которые им достались, но пока мир переворачивался с ног на голову, они продолжали жить свою человеческую жизнь, полную и радости, и горя, в деревнях в российской глубинке. И уже первые посетители отмечают, что такая выставка ценна не только для людей старшего возраста, но и для молодого поколения.

Эта серия продолжает развиваться, и в родной Челябинской области Виктор Христенко продолжает находить героев для своего проекта.

Отдельно надо отметить особое искусство создания атмосферы, которое проявили организаторы выставки. Серию «Быть тореро» дополняла красная ограда – то ли загон быка, то ли стойка бара на корриде. Проект «Люди в городе» прекрасно обрамляют словно бы проложенные поверх пола зала тротуары,  уличные фонари, и даже огромные шахматные фигуры – как дополнение одного из фото.

В зале же с серией «+/− 90» элементы быта – скатерть на приготовленном к чаепитию столе с  самоваром и чашками, тканые половички, сундук, трюмо, венские стулья создают теплоту деревенского дома, будя воспоминания о близких, давно ушедших людях.  Как и наличники старых изб, подобных тем, где сегодня живут герои проекта «+/− 90», что хранят воспоминания нескольких поколений –  они сами стали частью истории, чудом уцелевшей в высокотехнологичном мире.

Все это помогает зрителю еще больше проникнуться образами, изображенными на фото, словно бы присутствуя здесь и сейчас вместе с фотохудожником и его героями. Работа выставки будет продолжаться до 28 июня, и это то зрелище, которое никак нельзя пропустить!

Справка: 

Виктор Христенко в 1998–2004 годах был заместителем, первым заместителем председателя правительства РФ; в 2004–2012 годах— министром промышленности и энергетики, министром промышленности и торговли РФ. С 2012 по 2016 год возглавлял Евразийскую экономическую комиссию, с 2015 года — президент Ассоциации гольфа России. Крупный меценат, Виктор Христенко сейчас много времени уделяет благотворительным проектам, а также развивает спортивную и гостиничную инфраструктуру в разных городах России. Является почетным гражданином Челябинской области. Фотографией увлекается с детства, но это увлечение всегда оставалась за кадром официальной биографии.

Exit mobile version