Выставка приурочена к юбилею поэта и художника-любителя. Валерий Романов широко известен в кругах профессионалов как представитель наивного искусства. Несмотря на отсутствие художественного образования, автор сорок лет удивляет магнитогорскую публику.
В галактике весна
– Вехой для меня стал 1984 год, когда я пришел в изостудию ММК, – рассказывает художник. – До этого лет 10 ходил вокруг да около. А в 1984 году мы с женой поехали в Москву, я там купил себе этюдник, а вернувшись, пошел в ТСС, там написал этюд, еще у меня было несколько работ. Принес, показал. Меня туда приняли, и я стал в эту студию ходить.
Народная изостудия ММК в те времена стала своеобразной фабрикой оригинальных художников. А ее руководители и наставники – Владимир Павлов, Евгений Белицкий давали начинающим авторам верные ориентиры, но не мешали проявляться творческой индивидуальности.
– С самого начала кумиры мои – это русские пейзажисты: Левитан, Саврасов, Васильев. А потом как-то быстро случилось так, что я увидел, чем ребята там занимаются, особенно Григорий Голланд. И они что-то такое делали, с одной стороны – такое немыслимое, с другой – такое интересное, что я поглядел на все под другим углом, – вспоминает художник. – Что-то подобное дома сделал, мне понравилось, а потом еще и еще, и с тех пор работаю в таком стиле… не реализма и не совсем абстракции, а некоторого синтетизма. Чтобы земля и небо были вместе, неразлучны на одном холсте.
Магнитогорский художник Григорий Голланд, который Валерия Романова по его словам «с одной дорожки на другую поставил» долгое время был для него как ориентиром в вопросах вкуса к живописи, так и поддержкой. Именно он задал в свое время основную тему творчества художника – вечный, вневременной пейзаж.
Именно таковы его работы 1980-х «В галактике весна», «Одуванчик».
– Приходит какая-то мысль, какое-то состояние, желание, – описывает свой творческий метод автор. – А зачастую это происходит во время работы: какое-то пятно положил, рядом еще, скомпоновал – ух! Потом идея возникла… Муки творчества тоже бывают. Но это такие сладостные, очень приятные мучения. Душу наполняют. А когда пустота – плохо.
Как считает сам Валерий Николаевич, за годы творческая манера его не слишком изменилась, однако ретроспективная выставка позволяет отследить, как менялось его видение мира от практически абстрактных полотен к наивному искусству, и вновь к абстракции как росло мастерство.
– Валерий Николаевич очень самобытный, уникальный художник, – говорит куратор выставки Ирина Терещенко. – Он самоучка, поэтому его восприятие не зашорено какими-то техническими приемами, методами, которые используют профессиональные художники, поэтому он свободен делать так, как он считает нужным. Он, сам не зная, кто такие наивные художники, действует с ними по одному сценарию, выделяя в работе главное, светлое, доброе. При том нельзя сказать, что он прост – он все это переосмысливает, пропускает через себя, а миру выдает счастье.
Там летят рыбы…
Несмотря на годы, художник продолжает работать. К выставке он создал несколько холстов и частично переписал ряд старых. Добавил в пейзажи фигурки людей, воздушные шары, сделал их современными, хулиганскими, признается сам автор, – и они заиграли новыми красками.
В работах Валерия Романова немало пейзажей, но все они – скорее не про мир наружный, а про внутренний.
– Мне не интересно, если честно, писать елки-палки, потому что их пишут и пишут – виртуозно, есть мастера настоящие, до которых мне далеко, и я не хочу, и уже не смогу быть таким мастером. Повторять все это? Лучше Левитана, Васильева уже не напишешь. А мне интересно лишь то, чего нет, что есть только в моей голове. Я хочу работать вот так. Можно назвать хулиганством – можно назвать как угодно. Мой основной критерий оценки себя самого: мне нравится, и уже не важно, кто что говорит. Хорошо – спасибо. Плохо? Сделайте по-своему. А мне вот так нравится.
И поэтому в его картинах то растут подсолнухи выше крыш, то летят по небу стаи рыб, то птицы вьют гнездо прямо на спине склонившейся над грядками супруги. Вдохновляясь красотой нашего мира, Валерий Романов создает свой особый мир и предлагает зрителю личное видение бытия. Сюжеты картин – простые, понятные сцены повседневности, но пейзажи и натюрморты по факту совсем не пейзажи и натюрморты.
За каждым стоит некая идея, в каждом присутствует высшее начало и космическая гармония Вселенной, где луны, солнца, далекие планеты, одуванчики с подсолнухами и яблони – вещи для художника равновесные, равнозначимые в этом мире. И деревья тут не совсем деревья, а облака – не облака: за каждой деталью стоит какое-то воспоминание, ностальгия по прошлому, и никакими реалистичными методами передать это невозможно, считает художник.
– Конечно, в его работах чувствуется влияние классиков мировой живописи – модернистов, постмодернистов, импрессионизма, и эти параллели с прошлым очень важны. – Когда художник говорит, что он делает полностью все новое, все свое – так не бывает, это лукавство, – констатирует искусствовед. – Главное, чтобы на основе классиков прорастало что-то свое, тогда это – творчество.
Из картин Валерия Романова то и дело «передают привет» любимые им авторы. Например, картина «Звездная ночь – прямая отсылка к Ван Гогу, только на небе – большая медведица из разноцветных ромашек. Купальщицы на картине – воспоминание о Сезанне, как и знаменитая гора на заднем плане – подобие горы св. Виктории, которую художник писал всю жизнь. Вот Ван Гог в своей знаменитой шляпе и с этюдником гуляет среди спелой пшеницы. А вот и все они вместе за праздничным столом.
– Конечно, мы же живем не в вакууме, – поясняет художник. – И до нас что-то было такое, что – ах! И у нас это все в голове засело, и мы от этого никуда не уйдем, переосмысливаем на другой лад, ведь время другое.
Нет тени в раю
Предыдущая персональная выставка Романова была в МКГ в 2020 году. Художник часто принимал участие в художественных групповых выставках в Магнитогорске и Белорецке, участвовал в региональных выставках Урал X в 2008 г. в Челябинске и Урал XI в 2013 г. в Тюмени.
– В этом году ему 70 лет, и очень интересно было сделать большую, ретроспективную выставку, показать творческое наследие автора за 40 лет, – говорит Ирина Терещенко. – Здесь представлено около ста живописных работ, созданных художником в разные годы. Мы привезли в галерею все его наследие и выбирали лучшее. И как наивные художники пишут от сердца, так же мы составляли экспозицию, руководствуясь сердцем. И не зря выставка называется «70 лет в раю» – это не метафора. Валерий Николаевич действительно считает, что живет в раю, который находится на земле, и он счастлив оттого, что живет, дышит, любит, может писать стихи и картины. И этот рай на земле он показывает в своих работах. Обратите внимание, что, как и у всех наивных художников, ни в одной его картине нет негатива, нет конфликта добра и зла.
А у самого автора взгляд несколько иной:
– У меня самое главное желание: чтобы эта выставка не была скучной, чтобы люди пришли, посмотрели, поулыбались или покритиковали. Кому-то нравится, кому-то нет – это нормально, главное, чтобы не выходили с чувством «зря время потерял». От меня большая благодарность Картинной галерее, что они мне дали возможность вынести свои работы на суд широкой общественности.
Верим, скучно не будет и вам. Приходите. Выставка продлится до 16 июня.