Фестиваль «Вива опера» стал яркой страницей музыкальной истории Магнитогорска

Три фестивальных вечера прошли на сценах театра оперы и балета и академического драматического театра имени Пушкина, еще один – в концертном зале имени Прокофьева Челябинска.

Назад к оригиналу

Открыла фестиваль опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (12+), которую на магнитогорской сцене в 2006 году поставил режиссер Большого театра Владислав Капп. Над сценографией спектакля работал известный художник Эдуард Гизатуллин, над костюмами – Гульнур Хибатуллина, дирижером-постановщиком выступил Ренат Жиганшин, ныне дирижер магнитогорского театра оперы. 

Накануне фестиваля спектакль был восстановлен и переработан. Сохранив стилистику, обновили сценические костюмы. Действие магнитогорской постановки разворачивается на киносъемочной площадке, и спектакль транслируется на экране – это решение было революционным 18 лет назад. Процесс трансляции благодаря новым техническим возможностям театра был усовершенствован.

Исполнили обновленных «Паяцев» магнитогорские артисты. Возродили оперу на нашей сцене Ольга Микишкова, Вадим Стародубцев, Сергей Муртазин (участвовал и в самом первом спектакле), Никита Федотов, Георгий Буньков, артисты хора и музыканты симфонического оркестра театра. За дирижерским пультом был главный дирижер театра оперы Эдуард Нам, работавший над восстановлением спектакля.

«Паяцы» в новой постановке были исполнены на языке оригинала.

– Опера была написана на итальянском – ее мелодии, распевы солистам удобнее исполнять по-итальянски. В переводе же текст приходилось адаптировать к музыке, где-то даже изменять мелодии, – объяснил это решение Эдуард Нам.  

В целом драматургически, энергетически и вокально «Паяцы» – очень затратное для исполнителей произведение. В нем много динамичных сцен, высоких нот, аффективных состояний, в коротком отрезке времени сосредоточена буря эмоциональных переживаний – от нежной любви и умиротворения до лютой ненависти и бешенства. Столь же сложны сольные и хоровые партитуры «Паяцев». Зрители фестиваля по достоинству оценили профессионализм артистов магнитогорской оперы, показавших высокий класс исполнения одного из популярнейших произведений мирового репертуара.

Царский подарок

Таковым стала опера Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» (12+), занимающая особое место в судьбе фестиваля «Вива опера». Ее премьера состоялась в рамках самого первого фестиваля, потом на «Вива опера» «Невесту» пели много раз. Магнитогорцам памятны великолепные исполнения главных партий этой русской трагедии приглашенными солистами фестиваля.

Вот и на сей раз в «Царской невесте», поставленной в Магнитогорске режиссером Большого театра Михаилом Панджавидзе, выступил мощный состав приглашенных артистов. Партию Марфы исполнила молодая солистка Приморской сцены Мариинского театра сопрано Алиса Федоренко – наша землячка, выпускница колледжа при магнитогорской консерватории, продолжившая обучение в академии имени Гнесиных.

– Я рада быть частью этого фестиваля, потому что я в этом городе родилась и прожила 18 лет. Я очень благодарна за приглашение выступить на родной земле, в родном театре с одной из моих любимейших партий, которая в моем сердце отзывается невероятно, – говорит Алиса. – Мне посчастливилось трижды спеть эту партию на Приморской сцене Мариинского театра, где идёт великолепная постановка «Царской невесты». Сюда я приехала хоть и с небольшим, но багажом сценического опыта. Мне очень помогают партнеры по сцене, дирижер, да и атмосфера здесь очень теплая, домашняя.

Алиса Федоренко впервые выступила в магнитогорском театре, но вместе с ней были коллеги – музыканты, с которыми она знакома со студенческих лет. А некоторые из магнитогорских родственников певицы на «Вива опера» впервые увидели ее на сцене.

Алиса Федоренко приоткрыла завесу фестивальной «кухни», рассказав о совместной предварительной работе с дирижером Ренатом Жиганшиным:

– Я посмотрела видеозапись спектакля, мы были на связи, обговаривали многие моменты, Ренат Рифатович узнавал о моих пожеланиях, касающихся музыки, темпа.

Отношение к роли Марфы у молодой солистки очень трепетное:

– Это очень цельный персонаж, который от начала до конца остается светлым ангелом, она для меня такой «маленький Христос», который на себя берет грехи других людей, всех прощает, всех любит. Она никогда никого не осуждает. Для меня в этом образе нет места какой-то простоте, легкомыслию. Я считаю, что в музыке Римского-Корсакова этого нет, что это очень глубокая музыка и очень глубокий персонаж.

Алисе удалось создать на сцене удивительно нежный и возвышенный образ Марфы.

К сожалению, на фестиваль не смог приехать из-за болезни именитый певец из Мариинского театра Сергей Семишкур. Партию Лыкова исполнил молодой, но уже очень известный тенор Мариинки Кирилл Белов, для которого этот материал – один из часто исполняемых. Обладатель красивого тембра также стал участником гала-концерта.

Кирилл Белов – представитель певческой династии из Уфы. Окончив Уфимский институт искусств, был солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, молодежной оперной программы Большого театра России, проходил стажировку в опере Монте-Карло, совершенствовался на мастер-классах Пласидо Доминго, Эрнесто Паласио, Хосе Каррераса и других знаменитостей. И все же главным своим педагогом называет отца – заслуженного артиста России Владимира Белова, у которого учился в Уфе. 

Кирилл Белов отметил, что участвовать в магнитогорском фестивале для него – большая честь. Это и работа с великолепными партнерами – большими профессионалами, и новая встреча с уральской землей, где он чувствует себя дома. Еще одна причина интереса певца к Магнитке – любовь к хоккею и интерес к хоккейной команде «Металлург», увидеть игру которой вживую Кирилл давно мечтал.

– Также мне очень интересен ваш театр, – подчеркнул певец.- На сайте вашего театра я увидел в репертуаре «Тоску», «Риголетто», «Царскую невесту». Для меня было удивительным, что в Челябинской области есть еще один оперный театр такого уровня. Хочу пожелать Магнитогорску создать свой вокальный конкурс.

Уже после спектакля Кирилл Белов оставил очень благожелательный отзыв о магнитогорском театре как о коллективе-труженике, тепло вспоминал о прекрасной совместной работе с Ренатом Жиганшиным, симфоническим оркестром, хором и солистами театра.

В партии Грязного на фестивальном показе выступил обладатель уникального баритона Максим Сударев, солист Самарского академического театра оперы и балета имени Шостаковича, приглашенный солист многих ведущих театров страны. Примечательно, что ранее артист пел Грязного лишь в концертном исполнении – в Нижнем Новгороде, и именно на магнитогорской сцене для него впервые состоялось полноценное сценическое воплощение партии. Да такое, что зрителей пробрало до мурашек – так глубоко и сильно артист проживал неукротимые страсти и чувства своего героя.  

– Эта партия одна из самых интересных в баритоновом репертуаре, – уверен Максим. – Баритоны обычно либо отцы, либо злодеи, и Грязной – достаточно «злодейская» партия. Но гениальность оперы Римского-Корсакова в том, что этот герой многогранен. Своего героя всегда нужно оправдывать, искать в нем положительные черты. Он, может быть, действительно впервые в жизни испытал невероятное чувство любви и на всё готов. Мы с моим другом Иваном Волковым – он исполнял партию Лыкова в Самаре – однажды полночи спорили, кто же на самом деле Грязной – «животное» или человек, хоть и жесткий, но который очень сильно любил…

Что касается магнитогорской постановки «Царской невесты», некоторые моменты режиссерского решения в хорошем смысле слова поразили артиста:

– Есть сцена с участием Бомелия и Любаши, которая стоит в центре избы. Круг сцены вращается, а сверху на героиню падает луч света – это очень кинематографичный эффект. Понятно, что ее мир переворачивается, закручивается вокруг нее спираль жизни. Меня эти моменты просто шокировали, настолько здорово это сделано. В этой опере очень много места состраданию, здесь два настолько мощных женских персонажа, и, как человек, я сочувствую им.

Роль Малюты Скуратова исполнил солист Челябинского театра оперы и балета и приглашенный артист других российских театров Александр Сильвестров, наш земляк, бывший солист магнитогорской оперы. Александр окончил здесь консерваторию и ассистентуру-стажировку. Для него магнитогорская «Царская невеста» очень памятна.

– Я участвовал в постановке этого спектакля, был в роли Малюты, – вспоминает Александр Сильвестров. – Грязного тогда исполнял мой педагог из консерватории Петр Токарев. В этом спектакле я знаю все мизансцены, знаю, почему они так выстроены, эту постановку я «с младых ногтей» впитал. Режиссер здесь мастерски решил проблему маленькой сцены, погрузив «сцену в сцену». Эта «изба» создает дополнительное пространство, благодаря которому удалось поиграть с режиссерскими решениями.

Уже в челябинском театре Александр Сильвестров спел партию Грязного.

– Максиму Судареву я по-белому завидую, – признался певец. – Потому что в этой постановке мне тоже было бы интересно интерпретировать партию Грязного. Для меня это тоже будет интересным опытом, потому что я видел, как работал над ней мой педагог, также видел, как работает челябинский солист Сергей Гордеев, выступавший в партии Грязного в магнитогорском спектакле.

В целом у исполнителей главных ролей спектакля сложился гармоничный и слаженный ансамбль.

– Уже с первых фраз на репетиции мы поняли, что работать на сцене будет легко и приятно, потому что участвуют в постановке состоявшиеся артисты, которые уже даже предугадывают, кто куда пойдет, какое плечо надо подставить, чтобы кто-то облокотился, – шутит Александр Сильвестров.

В спектакле также приняли участие магнитогорские мастера сцены Галия Чаванина-Валеева, Сергей Муртазин, Виталий Лой и другие прекрасные солисты, артисты хора, балета, симфонический оркестр под управлением Рената Жиганшина.

От Большого театра до Римской оперы

Гала-концерт (12+) – большой праздник в завершение фестиваля – порадовал целой плеядой известных имен, великолепными голосами и программой из популярных классических произведений русского и зарубежного репертуара. При ее составлении учитывали пожелания участников концерта, отметил дирижер Ренат Жиганшин.

Среди участников были Алиса Федоренко, Кирилл Белов, молодая солистка Большого театра сопрано Гузель Шарипова – уроженка Башкортостана, солистка Большого театра Беларуси Дарья Горожанко (меццо-сопрано) – выпускница московской консерватории, участница проекта «Большая опера», лауреат международных конкурсов и обладатель престижных музыкальных премий.

– Мне творчески очень интересно поучаствовать в этом проекте с маэстро Жиганшиным, потому что мы уже сотрудничали, находимся в добрых отношениях. Также интересно познакомиться с коллегами из других театров, снова встретиться с теми, с кем мы уже знакомы, вместе попеть. Надеюсь, у нас также будет возможность погулять по Магнитогорску, посмотреть на город, – поделилась надеждами перед гала-концертом Гузель Шарипова.

Фестиваль «Вива опера» стал важным опытом и для первой в его истории белорусской певицы.

– Для меня почетно быть приглашенной на фестиваль, я пока не очень избалована гастрольной деятельностью. Мне очень приятно оказаться в компании таких солистов, у них есть чему поучиться, здесь есть, чем вдохновиться. Наслаждаюсь погодой и очень теплой атмосферой фестиваля, – говорит Дарья Горожанко.

Гала-концерт убедил: молодой певице подвластны самые разные образы. В ее репертуаре есть и холодная Снежная королева, и горячая Кармен – пока в концертном исполнении. И спетая Дарьей на гала-концерте Хабанера из оперы Бизе стала достойным вкладом в красочную «Кармен-коллекцию» магнитогорской сцены.     

Сложным и протяженным маршрутом на гала-концерт прибыл из Италии монгольский баритон Бадрал Чулуунбаатар, которому магнитогорский оперный фестиваль когда-то открыл путь на сцену. Директор магнитогорского театра Илья Кожевников первым пригласил молодого солиста выступить на профессиональной сцене после участия в проекте «Большая опера». Потом Бадрал выступал в Магнитогорске и с сольным концертом.

В России Чулуунбаатар окончил академию Гнесиных, параллельно прекрасно изучив русский язык, в 2021 году – курс в музыкальной академии Доницетти в итальянском Милане. С тех пор Бадрал проживает в Италии, являясь приглашённым солистом Мариинского театра, театров Италии и других европейских стран. В послужном списке певца – Ла Скала и Римская опера, но он хранит благодарную память о Магнитогорске, благословившем на успех.

В гала-концерте был представлен весь спектр певческих голосов – сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритоны и даже настоящий русский бас – к нам вновь приехал заслуженный артист России Михаил Гужов из «Геликон-оперы», исполняющий партии на многих ведущих российских сценах, включая Большой театр. И партии эти не только басовые – по мнению артиста, для обладателя достаточно широкого голосового диапазона и вокального мастерства, как таковых, нет «ограничений по высоте». Об этом говорит и опыт великого Федора Шаляпина, слушая которого, порой трудно определить, бас это поет, тенор или баритон.

– Главное, чтобы звук был естественным, – убежден Михаил Викторович.      

На высоте прозвучали в гала-концерте и номера в исполнении магнитогорских солистов, хора в сопровождении усиленного состава симфонического оркестра театра оперы под управлением Эдуарда Нама и Рената Жиганшина.

Exit mobile version