Слепок трудового пути

Выступление Минздравсоцразвития России с инициативой
об отмене трудовых книжек вызвало
широкую дискуссию.

Днем рождения трудовой книжки можно считать 20 декабря 1938 года. В этот день было принято постановление правительства «О введении трудовых книжек». Утвержденная тогда форма трудовой книжки просуществовала 35 лет. В сентябре 1973 года Совет Министров принял новое постановление «О трудовых книжках рабочих и служащих». Вручать трудовые книжки предписывалось в торжественной обстановке, в присутствии трудового коллектива.
Затем форма трудовой книжки не менялась еще тридцать лет. Трудовые книжки нового образца постановлением Правительства РФ ввели с 1 января 2004 года, не отменив старые. Как и новые, они выполняют свою функцию основного документа о трудовой деятельности работника. Новая трудовая книжка серьезных внешних изменений по сравнению со своей предшественницей не претерпела. Герб СССР на обложке заменили на герб России, обложка стала серой, формат уменьшили до размера паспорта, а количество страниц увеличили до 44. При разработке новых бланков серьезное внимание уделили скрытым средствам защиты от подделок.
Ныне не все руководители негосударственных организаций уделяют должное внимание этому документу, многие молодые работники не знают о его роли при установлении трудового стажа и зачастую считают его необязательным. Кроме того, в небольших по штатной численности организациях, как правило, кадровые службы отсутствуют. Нет и специалистов по ведению кадровой документации. Все это приводит к многочисленным ошибкам при ведении трудовых книжек, вплоть до их полного игнорирования или крайне небрежного оформления, в том числе без использования бланка установленного образца.
Наверное, этим руководствовалось Минздравсоцразвития России, когда готовило свое предложение. При защите нового проекта развенчивались ходящие среди населения мифы. В частности, Минздравсоцразвития заявило, что и без трудовой книжки работник сможет воспользоваться госуслугами: оформить загранпаспорт и т.д.
Правительство России работает над тем, чтобы государственные услуги, а к ним относится и выдача загранпаспорта, не отнимали у граждан много времени и сил. В частности, совсем скоро физическому или юридическому лицу не нужно будет предоставлять в одно учреждение те сведения (о себе или своей компании), которые уже есть в другом учреждении. То есть взаимодействие в госучреждениях будет проходить в электронном виде, без участия человека. Соответствующий федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уже принят.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, например, информация о стаже из базы данных Пенсионного фонда автоматически попадет в Фонд социального страхования, и вам безошибочно – в зависимости от вашего фактического стажа – начислят, например, пособие по временной нетрудоспособности (то есть оплатят больничный). Или, например, обращаясь за загранпаспортом в Федеральную миграционную службу, вы не будете предоставлять копию трудовой книжки: информация о ваших местах работы будет получена без вашего участия из Пенсионного фонда.
И еще, завтра никто трудовые книжки не отменит. Решение об отмене трудовых книжек не может быть принято без достижения договоренности всех заинтересованных сторон – правительства, профсоюзов, работодателей – и без переходного периода. Как заявило Минздравсоцразвития России, трудовая книжка может быть в обиходе еще около 12 лет.

Exit mobile version