Артефакты времен Великой Отечественной войны можно увидеть в краеведческом музее Магнитогорска

Воинам, пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны, и поисковым отрядам Магнитогорска посвящена выставка историко-краеведческого музея.

– По артефактам, найденным на полях сражений поисковиками, мы можем проследить моменты окопной жизни воинов. Как писал философ Николай Фёдоров, они являются «законсервированной памятью». «Храня память об отцах, их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей «образовывает душу», – также писал Федоров. Именно такую задачу – образовывать душу – мы ставим перед нашей выставкой. Эти документы и предметы напоминают нам и о магнитогорцах, найденных и захороненных в родной земле, чьи имена благодаря поисковикам не остались навсегда безвестными, – отметила куратор экспозиции старший научный сотрудник музея Татьяна Фатина на открытии.

Пропавшие без вести воины – огромное «белое пятно» в истории Великой Отечественной войны. Увы, 98 – 99 процентов поднятых поисковиками и перезахороненных солдат по-прежнему остаются безымянными. Одно из «безымянных» захоронений находится в ключевой точке битвы за Москву – на том месте, где было остановлено наступление германской армии. Там установлен знаменитый зеленоградский монумент «Штыки». К 25-й годовщине битвы в декабре 1966 года останки защитников столицы отсюда были перенесены к Кремлевской стене – так появилась Могила Неизвестного солдата, один из главных символов памяти о подвиге нашего народа.

Поисковое движение в нашей стране возникло во второй половине 1980-х годов, появились поисковики и в Магнитогорске. О работе магнитогорских отрядов «Рифей» и «Феникс» на выставке рассказывают фото, найденные артефакты, макет стана поисковиков, созданный в рамках школьного проекта Леонидом Нелюбиным. Научным консультантом и одним из создателей музейной экспозиции выступил руководитель поискового отряда «Феникс» доцент кафедры всеобщей истории МГТУ имени Носова кандидат исторических наук Артем Любецкий.

На открытии выставки Артем Евгеньевич рассказал о работе поисковых отрядов и пригласил ознакомиться с вещами военных лет, найденными ими, в музее патриотического клуба «Рубеж» на Карла Маркса, 164/6.

В христианской традиции считается, что душа умершего человека находит покой лишь тогда, когда его останки захоронены другим человеком, – об этом участникам поискового отряда рассказал православный священник, благословивший их на дальнейшее выполнение миссии, пусть даже в отношении безымянных солдат. Но у российских поисковиков уже есть надежда, что в недалеком будущем такие останки ученые смогут идентифицировать при помощи ДНК-технологий, поэтому сегодня они начинают формирование ДНК-базы погибших воинов на перспективу. А там, где удалось отыскать солдат далекой войны, они обычно устанавливают свои «памятники».

– У нас есть неписаная традиция: место, где были найдены останки, каким-то образом обозначается: там ставят опознавательные знаки, кладут какой-то предмет – чаще всего каску, – рассказал Артем Любецкий. – Это делают и для того, чтобы родственники солдат потом нашли это место – у людей возникает потребность приехать именно туда, где бойца нашли поисковики. Это тоже место почитания памяти советских солдат. Кроме того, это некий ориентир для самих поисковиков: если в этом месте были найдены останки, это сигнал о том, что, возможно, коллеги нашли не всех бойцов.

Эпоху и ее людей невозможно понять без деталей, уверена Татьяна Фатина, продемонстрировавшая гостям выставки предметы, обычно составлявшие солдатское имущество на войне.

Это медальоны с данными бойца – у некоторых они были самодельные, из гильз. В ноябре 1942 года медальоны отменили, оставив лишь красноармейские книжки, а бумага, как известно, недолговечна: в огне горит, в воде размокает, надписи могут быть замазаны кровью, грязью. Нередко поисковиков выручают солдатские ложки, на которых выцарапаны фамилии владельцев.

В солдатских вещмешках находились также индивидуальные пакеты с бинтами, бритвенные принадлежности, расчески. Каждый боец обязан был приводить себя в порядок. В одном из писем жене нашего знаменитого земляка Алексея Грязнова как раз есть упоминание о том, что на фронте его заставляли сбрить усы – носить их было не положено. Грязнов сопротивлялся, аргументируя свою позицию тем, что предкам его усы воевать не мешали. 

Есть в витрине экспозиции и половинки распавшегося карандаша, и заржавевшая ручка, которыми бойцы писали письма домой. Есть и ключ от замка – его нередко брали на фронт как доброе предзнаменование, чтобы непременно вернуться домой и собственноручно открыть дверь.

Неслучайно смекалка русского солдата стала притчей. Иногда поисковики находят кастрюли и котелки с продавленным дном – в такие входило больше каши. Из посуды есть на выставке и стеклянные фляжки. Металла в войну не хватало, выручал хрупкий, но недорогой материал.

Один из стендов представляет фотографии и вещи магнитогорцев, останки которых были найдены поисковиками. Среди них – Сидор Семенович Анохин. Его дочь Светлана Хмель на открытии выставки рассказала о том, как нашли пропавшего без вести отца.

Сообщение о том, что найдены останки Сидора Анохина, услышала по радио знакомая Светланы Сидоровны. Когда дочь солдата связалась с поисковиками, прах Анохина доставили из Киева, Светлане Хмель его передал губернатор Челябинской области, затем состоялось торжественное захоронение. На память об отце, которого Светлана Сидоровна потеряла в возрасте трех лет, ей остались обломок его солдатской ложки с нацарапанной фамилией, металлический медальон, две пуговицы от шинели и гильза с землей из окопа, в котором нашли останки Сидора Семеновича.

Сегодня Светлана Хмель ведет работу в общественной организации «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества», организует сбор гуманитарной помощи для бойцов СВО. Детьми войны за последние десятилетия были подготовлены восемь книг памяти, рассказывающие об отцах, навеки оставшихся молодыми. Издать их помогли администрация города, технический университет. Есть и «Детская книга памяти», в которой опубликованы сочинения детей Урала о дедушках-фронтовиках, в том числе одиннадцать сочинений магнитогорцев.

– Придет время, когда этим книгам памяти цены не будет, – уверена Татьяна Фатина. – По любому из опубликованных в них воспоминаний можно снимать художественный фильм – это и драма, и трагедия, и чувства. По ним обязательно нужно проводить уроки в школах.

Выставку историко-краеведческого музея, посвященную памяти Великой Отечественной войны, можно посетить до сентября.  

Exit mobile version