Как кокошники делают из женщины богиню, знает магнитогорский дизайнер Анастасия Нарватова

Ее рукодельная история  проросла из детства, когда девочкой еще любила покопаться в рукодельной шкатулке бабушки с пуговками, ленточками и бусинками, играть с лоскутками под ее ножной  швейной машинкой, которая превращалась в уютный домик, и, конечно, рисовать.

–  Я с 12-ти лет с иголкой, – вспоминает Анастасия. – Творческий путь начинался по мастер-классам из журнала Бурда, помню, как читала описание и не понимала: где достать нужный материал? Заметив мою любовь к творчеству, папа отвел в художественную школу. Главным учителем стала Лариса Вячеславовна Эслингер, которая повлияла на становление меня как личности и раскрыла талант. Научила не только законам композиции, живописи и рисунка, но как искать глубину, в обычных предметах видеть красоту, заглядывать в души людей. Научила верить в себя и в то дело, которым занимаешься.

Как кокошники делают из женщины богиню, знает магнитогорский дизайнер Анастасия Нарватова

Потом было заочное отделение худграфа, работа дизайнером мебели, а в 2017 году, когда по ряду семейных обстоятельств пришлось уйти с работы, у Анастасии просто не осталось иного выбора, как достать с дальних полок запасы рукодельных материалов и начать совсем иную, творческую жизнь.

Толчком для этой масштабной идеи стал осенний бал первоклассников, на который для дочери Анастасия создала костюм, а потом решила реализовать давнюю мечту.

– Лично меня, как дизайнера и мастера волнуют две темы: как передать историю, мудрость, принадлежность к русской культуре и сохранить старые техники в современном мире, а также  геральдика и  аксессуары с элементами военного обмундирования разных эпох, –  так пишет мастер в своем блоге.

На идею создавать броши в стилистике орденов XVIII-ХIХ века натолкнул детский интерес к геральдике. Мама Анастасии – историк, и в детстве девочка много времени проводила за рассматриванием портретов исторических деятелей в бесконечных стопках журналов «Огонек».  В те времена ордена были настоящими предметами ювелирного искусства, и Анастасия черпает в них вдохновение для своих работ.

Вторая любимая тема – фольклор.

–  Для меня важно сохранение традиций. Когда ушло старшее поколение, мне достались все эти вышитые рушники, кружевные накидки на кровати, мережки. Целый чемодан на балконе лежит – не могу я с этим расстаться, и не знаю, как это трансформировать  и придать им новую жизнь, –  признается рукодельница. – И даже зеркало в моей мастерской принадлежало еще моей прабабушке.

Никаких мастер-классов не потребовалось – дизайнер всегда стремилась сама дойти до сути техники. Вдохновляют ее и по сей день работы мастеров высшего пилотажа. Потом начали рождаться свои идеи, например, серия леденцово переливающихся петушков, а чужие задумки – трансформироваться настолько, чтобы стать по-настоящему уникальными.  

– Я прямо к космосу присоединяюсь, и оттуда вся информация, – смеется Анастасия. – Беру – и вышиваю. Все спать расходятся – а я работаю. Глаза поднимаю – полчетвертого!

Поначалу все рабочие процессы базировались на кухне, но в какой-то момент  рукодельница поняла: необходима своя мастерская,  где можно обустроить по местам весь миллион бусинок и страз, красиво развесить и разложить работы, где в идеальной атмосфере можно и работать, и общаться с клиентами.

Энергия – женская

Работа с украшениями – это не только талант ювелира, но и мастерство маркетинга. Для того, чтобы научиться продавать свои изделия, в 2020 году дизайнер пошла на специальные курсы по ведению соцсетей и развитию своего бренда. Там же познакомилась с темой создания кокошников, однако в идею пришлось вложить немало стараний, чтобы довести до совершенства (а это – главный пунктик Анастасии Нарватовой). 

– Сделала раз, второй, третий – не устраивает качество. Столько материала перепортила, не один кокошник ушел в мусорку, пока методом проб и ошибок нашла универсальный вкладыш из экопластика, который держит форму, но при этом эластичный и гибкий, и ручная стирка ему не страшна, – вспоминает мастер. – Разработала три разные анатомические формы кокошника,  плотно прилегающие к голове за счет регулировки резинки. И когда я добилась эталонного своего качества, у меня прямо любовь к ним открылась.

Ткани к кокошникам, а это может быть и бархат, и экокожа, и искусственная замша, и даже джинса, Анастасия подбирает в магазинах, отмечает, что важны не только качество и цвет материала, но и тактильные ощущения. Кокошники-ободки хороши и без декора, в своем первозданном изяществе формы, но, расшитые стразами и бусинами, могут из любой женщины сделать богиню. Кстати, одна девушка-блогер, заказавшая себе такую корону, считает, что даже мыть посуду и чистить зубы в ней – уже чувствовать себя королевой.

Такие вещи хорошо смотрятся и с вечерним платьем, и со строгим пиджаком, и с футболкой. Примечательно, что основная аудитория таких кокошников – женщины старше 35-40 лет.

– Это не просто украшение, а усилитель женской сути.  Кокошник усиливает внутренний магнетизм, прибавляет энергии, и конечно делает образ незабываемым. Когда надеваешь кокошник – совсем другое состояние, – улыбается дизайнер. – Это действительно магия какая-то. Кокошник – это  не только про женственность, но и про любовь к Родине, про патриотизм, про нашу историю и культуру.

Еще одно направление, которое развивает Анастасия – авторские аксессуары из галстуков. В свое время в поисках идей для творчества она встретила в одной из соцсетей Ирину Солодовник – основательницу итальянского бренда SOLOTU, дизайнера женских галстуков. С коллегой из Италии завязалась переписка, затем деловое сотрудничество: броши-ордена работы Анастасии Нарватовой идеально дополнили аксессуары Ирины. Русская итальянка раскрыла нашей землячке несколько секретов своих галстуков, и так пошло развиваться это направление творчества.

– Все эти ордена, галстуки – вещи из мира мужчин, но переосмысленные, наделенные энергией умелых рук, они воплощают в себе победу женственности, – считает мастер. – Орден – украшение сильных женщин, и,  как правило, они его себе приобретают сами. Им есть за что себя наградить. Они излучают уверенность и не стесняются украшать собой этот мир. Когда я куда-то иду, я запросто могу кокошник надеть, а «ордена» я вообще ношу пачками – это ярко, привлекает внимание, и сама осанку сразу держишь.

Искать клиентов помогают соцсети и «сарафанное радио». Однако большинство изделий все же уезжает из Магнитогорска, и Анастасия расстраивается, что ее землячки не могут найти в себе смелости носить такую красоту. Большинство возражений: «А куда я в нем пойду?». Нет у наших женщин традиции наряжаться, чувствовать себя королевой каждый день, и эту тенденцию нужно менять, считает она. В том числе – и красотой украшений. Ведь красота меняет мир.

Своими изделиями Анастасия Нарватова сама побуждает людей творить или, по крайней мере, – быть причастными к творчеству, формировать собственные традиции. Часто, приходя к ней в мастерскую, клиенты просят разрешить просто посидеть в этой приятной атмосфере. А творчество – оно во всем, даже в выращивании ароматных трав, чтобы заваривать зимой душистые чаи для душевных бесед.

– В наш век искусственного интеллекта я и своей дочери говорю одно: будь творцом! Если в вас не будет этой искры божьей, вас просто заменят ботами. Это страшно, когда люди боятся проявлять себя, становятся частью серой массы, – констатирует она.

Русская красавица

Анастасия Нарватова любит творить вместе с единомышленниками, всегда готова вместе идти этой непростой дорогой.

– В нашем непростом городе одному мастеру не выжить. Несмотря на то, что все мы очень разные, но если мы будем командой, сплоченными, то у нас гораздо лучше все получится. В коллаборации гораздо интереснее работать, в куда более значительных проектах участвовать, – считает она.

Сейчас мастера все больше тянет на масштабные идеи. Одна из самых крупных брошей висящих в ее мастерской, черный скорпион, – часть придуманного с  магнитогорским дизайнером проекта на тему знаков зодиака, который ждет своей реализации.

Костюмами и аксессуарами к ним Анастасия продолжает заниматься и сейчас. Одна из последних ее работ украсила финалистку знаменитого магнитогорского конкурса «Жемчужина» Елену Новикову. В этом наряде модель представляла наш город в Москве. В течение двух недель совместными усилиями удалось собрать образ русской красавицы, а отправляла дизайнер Елену с напутствием: «Без короны не возвращайся!». И действительно, яркое ожерелье на основе павлопосадского платка, расшитое каменьями и жемчугами и такой же яркий кокошник стали залогом победы: жемчужинка Елена Новикова из Магнитогорска заняла 1 место в конкурсе «Russian Beauty-2024».

– Я считаю, что это победа всего города. Выйти впервые и забрать первое место! Несомненно, и харизматичность модели, и наша совместная идея нашли отклик у членов жюри, – уверена Анастасия Нарватова.

Такие масштабные вещи требуют и масштабных вложений. Найти достойную фурнитуру и материалы в нашем городе не так-то просто – либо выбор и качество недостаточно хороши, либо ценник выше звезд, поэтому приходится заказывать в интернете. В мастерской Анастасии Нарватовой лежат огромные запасы бисера и бусин самых разных расцветок и форм, страз, цепочек, канители… Находит она применение и вышедшей из моды бижутерии. Сейчас в планах сделать украшение из вторичного сырья на очередной «Чистофест», который пройдет летом этого года. Мечтает создавать сценические костюмы.

– Одной из главных своих задач ставлю качество изделий, чтобы маркировка «Сделано в России» стала национальным брендом, в качестве которого никто бы не сомневался, – говорит Анастасия Нарватова. – Сейчас, когда из страны ушли европейские бренды, у нас действительно расцвет русского дизайна. Сейчас большой тренд на региональные бренды, на фольклор. И я чувствую, что это – мое.

Справка:

Кокошник на Руси он был головным убором замужней женщины. До замужества девушки носили венцы и ленты, украшающие косу, а в браке полагалось тщательно прятать волосы.

В допетровские времена кокошники носили и знатные дамы, и крестьянки. Но в начале XVIII века Петр I велел подданным отказаться от традиционного русского платья и одеться в европейское. С той поры аристократки кокошников не надевали. Зато среди крестьянок, мещанок и купчих убор снискал большую любовь.

Кокошник пробыл в опале меньше ста лет: уже при Екатерине II он снова появился при дворе в качестве символа любви к русской культуре. Императрица подчеркивала свою связь с народом — она наряжалась в одежды по образцу народного костюма и дополняла образ стилизованным кокошником. Вслед за ней русские головные уборы оценили и другие придворные дамы.

Новый виток популярности случился после победы в войне с Наполеоном: русские аристократки нарядились в платья, похожие на сарафаны, и в стилизованные кокошники. Головные уборы аристократок отличались от современных им крестьянских: дамы сдвигали их далеко на макушку, носили в виде венца, завивали открытые по бокам локоны. Такой кокошник оставался в гардеробе фрейлин вплоть до революции.

Сегодня кокошник остаётся символом русской идентичности и все чаще в различных стилизациях встречается в гардеробах современных девушек.

Exit mobile version