Анатолий Маслов — ветеран Чеченской войны, кавалер ордена Мужества, председатель Челябинской региональной общественной организации «Союз ветеранов Чечни». Анатолий Геннадьевич рассказал «МР-инфо» о штурме Грозного, патриотизме и современной молодежи.
Его профессиональная деятельность неразрывно связана с риском для жизни. Еще в юности Анатолий Геннадьевич узнал, что такое опасная работа. Участие в Чеченской войне показало, насколько важна поддержка боевого братства на войне и в мирной жизни.
— Расскажите об организации «Союз ветеранов Чечни», сколько лет она существует?
— В мае будет два года, как мы официально зарегистрировались. А вообще мы с 2019 года. Собирали коллектив, решали под каким названием, какие цели и задачи будем выполнять.
— Сложно ли было на начальной стадии деятельности «Союза ветеранов Чечни»?
— Даже и сейчас непросто, потому что очень много работы. Многое нужно сделать для того, чтобы тебя признали. Мало того громко назваться, приходится делами доказывать, что мы из себя представляем. Конечно же, мы не для отчета, не для красного словца все это делаем. Мы это делаем по зову сердца. Сами были на войне, сами прекрасно понимаем, что такое поддержка с тыла, из дома. Все, что мы делаем с прицелом на то, как бы мы хотели, чтобы было, окажись мы в зоне боевых действий.
— Сложно ли было собрать коллектив?
— Вот эта потребность у нас созрела потому, что вокруг, можно сказать, все стали забывать про ребят, которые были, которые погибли в Чечне. Как сказать, время пришло, мы созрели и создали свою организацию, у которой есть устав, задачи, цели.
— Какие мероприятия организует «Союз ветеранов Чечни», и в каких мероприятиях Вы принимаете участие?
— Мы занимаемся патриотическим воспитанием подрастающего поколения, организовываем уроки патриотизма, мужества в школах, участвуем в городских мероприятиях, маршируем на День Победы. Проводим детские мероприятия, чаще всего хоккей, летом – футбол. Принимаем участие в субботниках, в уборке воинских захоронений. Помогаем ветеранам или родственникам погибших. У нас есть ветеран, который попал в трудную ситуацию, оказываем ему посильную помощь. Есть родственники погибших, которые обращаются часто к нам, им чем может, тем помогаем. И с недалеких времен, с начала специальной военной операции мы занимаемся сбором и отправкой гуманитарного груза в зону операции.
— Насколько затруднителен сбор и отправка гуманитарной помощи?
— Наверное, нужно, чтобы все получилось, срослось. Чтобы собрать гуманитарный груз, нужно найти деньги и средства на доставку, на еду ребятам, на ночлеги. На все это требуются средства, когда-то получается, так сказать, легко найти деньги, когда-то посложнее. В общем, пока что справляемся.
— Чем сейчас отличается современное поколение молодежи?
— Я думаю, что мы, наше поколение, выросли на улице, а современное поколение выросло в телефоне, то есть в Интернете. Не хватает им, я считаю развития, – детского, юношеского. Это нужно двигаться, где-то там на турники, где-то побегать – вот этого им не хватает. Они сейчас целиком и полностью погрязли в сетях Интернета.
— Как Вы считаете нужно ли в принципе патриотическое воспитание? Сейчас в школах вводятся дополнительные часы на развитие патриотизма, нужны ли они?
— Конечно, нужны. Если об этом не говорить – это, наверное, совсем будет считаться ненужным, каким-то лишним. То есть мы не только показываем, рассказываем о нашем времени. Каждый из наших членов Союза, когда приходит в школу, он рассказывает о событиях из его службы. Но и говорим о том, что Родину и родителей не выбирают, что земля у нас богатая, а страна большая и испокон веков нас пытались поработить, прийти, что-то отнять. Поэтому мы вынуждены с оружием в руках защищать свои земли. Поэтому не нужно расслабляться, фактически каждое поколение с этим сталкивается. О таких вещах мы разговариваем, и я считаю, о таком нужно говорить, нужно подбирать правильные слова. Пока они еще впитывают это.
— Как молодое поколение реагирует на такие мероприятия?
— Младшие классы они очень позитивно это воспринимают, слушают внимательно, вопросы задают, после мероприятия, когда их учительница приглашает сфотографироваться, они стараются прижаться поближе, каждый хочет попасть в кадр. У подростков происходит какой-то излом. И это не только нынешнее поколение, это происходит всегда. Чуть подросли они стараются где-то спрятаться, отмалчиваются. С ними тоже нужно работать, их нужно заинтересовать. Допустим, мы сейчас носим макеты оружия, макет автомата Калашникова, каску, бронежилет. Такие предметы, которые сейчас используются в современной армии. Это их немного интересует, то есть, не просто прийти на пальцах рассказать, какие мы были веселые и интересные, вот еще плюс наглядно. У нас есть наглядные материалы, которые мы сами составляем.
— Как Вы думаете, почему происходит такой излом в поведении?
— Это, наверное, что-то в сознании детей меняется, потому что это не касается современного поколения, это было всегда. Замечали люди и раньше, что чуть повзрослее они закрываются. Но с ними тоже надо работать, их нельзя оставлять, им тоже нужно правильные вещи говорить. Я думаю, это им поможет определить правильный вектор в этой жизни.
— Расскажите самое запоминающееся из общественной деятельности
— Когда собирают большую аудиторию, несколько классов, конечно, тяжело. Как будто бы отработал физически, когда с ними побеседовал. Когда начинают задавать вопросы, иногда неудобные, например «В крови ли у Вас руки?». Это неудобно и многие теряются, но я с ребятами общался, объяснял, как нужно в этой ситуации себя вести. У нас позиция своя: там, где были мы напротив нас был враг, противник. Такие эмоциональные беседы запоминаются надолго, как будто бы разгрузил вагон угля.
— Поделитесь с нами подробностями, событиями из военной кампании.
— Я участвовал в штурме Грозного. Мы находились на территории чеченского республиканского госпиталя. Изначально мы были в окружении, на со всех сторон давили, и было неоднозначное мнение: выстоим или нет? В один момент возникла опасность того, что могут захватить в плен нашего генерала. Его перевели на консервный завод, но мы сумели выстоять, отстоять и понемногу начали расширять свое присутствие и сумели переломить ход событий.
— Поделитесь парой советов для подрастающего поколения, что им важно сейчас знать?
— Очень важно знать свою историю. Нужно уважать своих родных, прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Я считаю, проблема современного поколения – для них не стало авторитетов. Этого не должно быть. Взрослые люди – они прожили жизнь, имеют определенный опыт, поэтому чаще всего говорят правильные вещи, к этому нужно прислушиваться.