Предчувствие весны. Выставка самобытного художника Назира Гайфуллина открылась в Магнитогорске

Назир Сайфуллович –  выпускник художественно-графического факультета МГПИ, с 1998 года член Союза художников России, удостоен званий  «Заслуженный деятель искусств республики Татарстан», «Заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области».

В 1970-80-е годы работал художником в цехе товаров народного потребления и в бюро наглядной агитации ММК. С 1992 года – скульптор художественно-производственных мастерских Союза художников России. Назир Гайфуллин – автор серии  мемориальных досок выдающимся гражданам Магнитогорска, он участвовал в создании садово-парковых скульптур для дома отдыха «Юбилейный». Произведения магнитогорского скульптора хранятся в художественных музеях и культурных учреждениях по всей России, в том числе в Магнитогорской картинной галерее. Назир Сайфуллович – постоянный  участник  региональных и всероссийских художественных выставок.

Как рассказывает сам художник, идея экспозиции «Предчувствие» возникла у него сразу после завершения ретроспективной выставки «Цвет и форма», посвященной 70-летию автора, которая состоялась в 2022 году. Художник решил не останавливаться на этом рубеже и поставил перед собой цель:  создать за 2023 год серию совершенно новых работ, которые составят основу следующей экспозиции, а сотрудники Магнитогорской картинной галереи только поддержали его в этом. И вот новая выставка, в которой представлено 30 работ 2023-го и начала 2024-го года. 

На вопрос о том, где в его возрасте находится ресурс для столь активного  творчества, художник отвечает просто:

– Вдохновение приходит обычно, когда начинаешь работать. Ведь какого-то конкретного задания передо мной не стоит. Я прихожу в мастерскую и начинаю работать.

Своим творчеством  в последние годы Назир Сайфуллович  продолжает доказывать, что он художник-универсал: в зале МКГ мы можем увидеть его живопись, графику и скульптуру, которая для него – трехмерный способ познания мира, в отличие от двухмерных полотен и графических листов. Основная часть экспозиции – живописная серия «Лики». Она имеет начало в предыдущей выставке, где было представлено лишь несколько работ этой тематики. Эта серия стала новым направлением в творчестве Назира Гайфуллина и получила большой положительный отклик у зрителя. В 2023 году эта тематика продлилась не только в живописи, но и в графике, скульптуре.

 Как говорит сам автор, это персонажи из его фантазии:

– Я начинаю работать, и как поведет, так и получается. В основном я начинаю работать в карандаше, делаю много эскизов, и потом из них выбираю что-то более-менее интересное. И тогда уже на их основе делаю работу в цвете, маслом на холсте.

Портреты не имеют натурной основы, а пропорции лиц намеренно искажены и ассиметричны.

– Внимательный зритель будет удивлен и названиям работ: Жуа – 25, Фил – 28, Азис и Яни – 30, Тина – 21… Они тоже показывают, что это вымышленные персонажи, которых художник извлек из собственного воображения и поместил в реальный мир, – отмечает куратор выставки, научный сотрудник  выставочно-просветительского отдела галереи Ирина Терещенко. – Некоторые из них смущенно привыкают к новой обстановке, некоторые подозрительно оглядываются по сторонам, а кто-то блистает в лучах эгоцентризма. Случайно выбранные художником цифры, составляющие вторую часть названия, не что иное, как фамилии героев. В этом намек на глобальную цифровизацию в мире, где цифра, если не победила, то точно встала на одну ступень с человеком. Тем не менее, каждый из них – характерный и душевный персонаж, иногда загадочный даже для самого художника.  

Помимо серии «Лики», в экспозиции можно увидеть пейзажи и натюрморты. Между собой они связаны схожими изобразительными приемами, которые характерны для художника: яркие цвета, плоскостное решение пространства и декоративность. Картины Назира Гайфуллина необычны, как и его творческий метод. Его по-детски яркие полотна с восточным колоритом напоминают мозаику, некий коллаж.

– Каждый художник старается найти свой почерк, – говорит сам автор. – И я тоже старался, получилось ли – это уж вам, зрителям, судить. Художник может писать какими-то мазками, мазки могут быть разные-разные: точечки, полоски, нет какого-то правила. У меня вот так получается.

Вдохновение художник черпает в книгах с национальными татарскими костюмами,  картинах родной природы, предметах быта, всем, что находится вокруг, однако все эти предметы реального мира он творчески переосмысливает, пропускает через свое представление.

– Это и важно, когда художник, который не может поговорить со зрителем на языке слов,  начинает выражать свою мысль в художественных образах. В данном случае и пейзаж – не пейзаж, и портреты – тем более. Художник не работает ни с натурой, ни с фотографией, ни с другими изображениями, все – из головы. Трансформирует реальность по-своему, и ценность художника именно в том, чтобы не просто переработать натуру, а создать художественный образ, в котором он намеренно подчеркивает ассиметрию, контраст света и тени. Художник ищет, пробует, до какой степени можно поиграть со зрителем, исказить образ, чтобы не уходить в кич, но при этом создать эмоцию, которую зритель сможет уловить, – поясняет Ирина Терещенко.

Искусствовед также отметила интересную графику Назира Сайфулловича, не уступающую великим рисовальщикам русской классической школы. Три его графических листа, выполненных тушью с добавлением цвета, зрители тоже смогут увидеть на этой выставке.

– Потрясает, что Назир Сайфуллович в свои годы продолжает не просто работать, но искать, искать, искать, пробовать, несмотря на чьи-то мнения. Мнения важно слушать, но все же надо идти своей дорогой, быть уверенным в своих силах, своих возможностях, –констатирует Ирина Терещенко.

Отметим и большую работу сотрудников галереи при компоновке экспозиции – они становятся некими со-творцами, которые видят картины автора в пространстве, создают внутреннюю гармонию между ними, которая способствует наилучшему восприятию.

Творчество Назира Гайфуллина знакомо магнитогорскому зрителю уже давно, но с каждой новой выставкой художник демонстрирует умение работать с разными материалами, создавая необычные произведения искусства и пробуждая в зрителях интерес к художественному образу.  Увидеть работы Назира Гайфуллина в МКГ можно до 3 марта.

Exit mobile version