Современные технологии не только помогают людям, но и используются мошенниками. О профилактике преступлений, совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий на аппаратном совещании главы города рассказал начальник отдела уголовного розыска УМВД России по городу Магнитогорску Борис Быстренко.
Войти в доверие
Как отметил Борис Николаевич, мошенники умело работают с психикой человека.
– Основная задача злоумышленника при совершении мошенничества – войти в доверие человеку, представившись государственным работником, сотрудником правоохранительных органов, – констатирует он. – Злоумышленник вводит человека, в шоковое состояние, используя следующие мотивы: беспокойство за близких, волнение за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, после этого под предлогом оказания помощи требует следовать указаниям. Находясь в шоковом состоянии, потерпевший послушно выполняет все инструкции мошенника.
Зачастую преступники используют подставных лиц, как взрослых, так и подростков, предлагая за небольшое вознаграждение оформить на свое имя карты в различных банках и сим-карты, которые в дальнейшем будут использовать мошенники. Цепь банковских переводов и обналичивания средств проследить очень сложно, в том числе и потому, что банки, мобильные операторы, интернет-компании, провайдеры очень долго рассматривают заявления, за это время электронный след мошенников теряется. В настоящее время этот вопрос решается на правительственном уровне. Между правоохранительными органами, банковскими организациями и операторами сотовой связи создается электронный документооборот, позволяющий в разы увеличить скорость взаимодействия.
Используя оборудование на основе IT-технологий, мошенники могут подменить телефонный номер на любой другой, в том числе на действующий номер какой-нибудь государственной организации, чтобы убедить граждан в своей принадлежности к официальным службам.
В большинстве случаев потерпевшие знают о мошеннических схемах, но все равно становятся жертвами преступлений, вне зависимости от возраста, социального статуса и сферы деятельности.
Согласно статистике, в 2022 году магнитогорцы подарили мошенникам 213 млн 843 тыс. рублей, а из 1691 зарегистрированного преступления раскрыто 406. В 2023 году сумма выросла до 403 млн. 650 тыс. рублей. Преступлений данного типа зарегистрировано 2071, из них раскрыто 423. Только за январь 2024 года зарегистрировано 137 преступлений, размер ущерба уже превысил 10 млн. рублей.
Борис Быстренко рассказал об наиболее часто используемых мошеннических схемах.
1. Перевод на «безопасный счет».
На телефон потерпевшего звонят неизвестные, представляясь сотрудниками банка либо правоохранительных органов, и сообщают: «С вашими счетами происходят странные операции, наверное, это мошенники! Надо обезопасить деньги, пока их не перевели на чужие счета!» Другой вариант: некто, находясь в другом городе и используя доверенность от вашего имени, оформляет кредит. Чтобы его опередить, необходимо самому оформить кредит и этими деньгами перекрыть кредит, оформленный мошенником. В итоге потерпевшие оформляют на себя многотысячные кредиты и вместе со своими сбережениями переводят на банковские счета злоумышленников.
ВАЖНО ЗНАТЬ: безопасные счета – это выдумка мошенников. Сотрудники банка имеют полный объем информации для обеспечения безопасности счета клиента. Необходимо прекратить разговор и самостоятельно перезвонить в банк для уточнения информации. Не сообщайте никому коды, поступающие в смс на телефон!
2. Взлом «Госуслуг».
Во время звонка мошенники представляются сотрудником мобильного оператора и сообщают, что необходимо дистанционно продлить срок договора по используемому мобильному номеру с поморщью кода из смс. Таким образом преступники взламывают личный кабинет портала «Госуслуг», через него оформляют займы в микрофинансовых организациях и совершают иные действия. Для взлома личного кабинета на «Госуслугах» преступник может представляться сотрудником банка, правоохранительных органов, портала «Госуслуг». Возможен и бесконтактный взлом личного кабинета, используя «слитые» в сеть Интернет логины и пароли от электронной почты граждан.
ВАЖНО ЗНАТЬ: если у вас спрашивают какие-либо коды, это явный признак общения с мошенниками. Сотрудники портала «Госуслуг», мобильных операторов, коммерческих организаций и правоохранительных органов в ходе телефонного разговора никогда их не запросят.
3. Родственник попал в ДТП.
Мошенники, как правило, звонят на стационарные телефоны пожилых людей и сообщают, что их родственник попал в ДТП, для разрешения ситуации требуются деньги, которые нужно срочно передать курьеру. С момента звонка до прихода курьера потерпевшего держат на связи по телефону, вынуждая продолжать разговор, торопят с выплатой денег. Как правило, жертвы перезванивают родственникам только после того, как расплатились с курьером.
ВАЖНО ЗНАТЬ: самое главное – не торопиться отдавать деньги, а срочно связаться с родственником! Проговаривайте это постоянно с пожилыми людьми.
4. Обман при покупке через сайты «Авито», «Юла», сервис поиска попутчиков BlaBlaCar.
Мошенник размещает объявление о продаже товара или услуг на сайтах «Авито», «Юла», BlaBlaCar, а в ходе общения присылает ссылку для оплаты товара или услуги на один из мессенджеров. Переходя по ней, потерпевший попадает на сайт-двойник и, не осознавая этого, вводит свои банковские реквизиты, в итоге вся информация поступает мошенникам. В дальнейшем реквизиты используются мошенниками при хищении денежных средств со счетов граждан.
Второй вариант: обращаясь по объявлению, жертвы переводят деньги, не получая оплаченный товар или услуги.
ВАЖНО ЗНАТЬ: при покупке товара через данные сайты, необходимо созваниваться с продавцом по указанному на сайте телефону, внимательно следить, чтобы переписка велась только на сайте, а не через мессенджеры.
5. Взлом страницы в социальных сетях.
Мошенники взламывают страницы в социальных сетях и обращаются к друзьям жертвы с просьбой перевести деньги. Предлоги могут быть любыми: например, ребенок попал в ДТП и нужна финансовая помощь на восстановление здоровья. Потерпевшие, не задумываясь, переводят денежные средства, и лишь через несколько дней перезванивают знакомым и уточняют информацию, в ходе разговора выясняя, что страничка взломана и никакая помощь не нужна.
ВАЖНО ЗНАТЬ: прежде чем переводить денежные средства, обязательно свяжитесь с получателем и выясните все обстоятельства.
6.Компенсация за БАДы.
Жертвами этой схемы, как правило, являются пожилые люди. Мошенники звонят потерпевшим и рассказывают, что можно получить денежную компенсацию биологически активные добавки, которые были приобретены ранее и не дали результата. Жертву убеждают в том, что биодобавки им якобы продали мошенники, сейчас они задержаны, их счета арестованы, а для того, чтобы получить компенсацию, предлагают перевести деньги за страховку и другие услуги по доставке денежных средств. Мошенники ведут общение с потерпевшими в течение нескольких дней, а то и месяцев, выманивая все новые суммы, естественно, компенсации жертвы мошенников не получают.
ВАЖНО ЗНАТЬ: никакой компенсации за ранее приобретенные товары не существует. Данную информацию необходимо доводить до своих пожилых родственников.
7. Инвестиционные платформы
Мошенники размещают в социальных сетях объявления о выгодном вложении денежных средств в акции различных компаний, убеждают жертву приобрести инвестиционный портфель, а после получения денежных средств исчезают.
ВАЖНО ЗНАТЬ: для того, чтобы осуществлять инвестиции, необходимо изучить фондовый рынок, детали вложения денежных средств и возможности их вывода. Не стоит доверять всем, кто представляется финансовыми консультантами и уж тем более вкладывать свои деньги в неизвестные проекты.
Резюмируя, Сергей Бердников подчеркнул: сотрудники полиции постоянно проводят профилактическую работу с гражданами, однако сможем ли мы уберечься от мошенников, зависит в первую очередь от нашей бдительности.