Одна профессия, одна любовь

«Мы монтажники!» – говорит Владимир Александрович Чурилов, принимая очередные
поздравления в День строителя.

Работа
не за ордена
Он пришел в «Прокатмонтаж» в 1959 году, после окончания стройтехникума. Начав слесарем, прошел все ступени карьерной лестницы и в 1984 году был назначен главным инженером. Вот уже более полувека он трудится на одном предприятии. Под его руководством монтировалось прокатное оборудование в десятках городов бывшего СССР и за рубежом. Достаточно упомянуть, что в Магнитогорске все(!) прокатные станы возведены с участием Чурилова, среди последних – стан «5000» горячей и «2000» холодной прокатки. Были и другие значимые объекты. Так, в Верхней Салде «Прокатмонтаж» строил стенд для испытания ракетных двигателей космических кораблей, а в Нижнем Тагиле – универсально-баллочный стан, каких на тот период не было в СССР. Именно за его монтаж Чурилов был удостоен ордена Трудовой Славы.
Здесь же, в Нижнем Тагиле он познакомился с Эдуардом Росселем, который тогда занимал пост начальника Главсредуралстроя. Чуть позже, в Невьянске, Чурилов нечаянно спас будущему губернатору Свердловской области жизнь. Дело было в день рождения Росселя, тот закончил оперативку и собрался выходить из строительного вагончика, когда его окликнул Владимир Александрович. Россель, уже отрыв дверь, остановился. И в этот момент упал кран, как нож масло срезав дверь. «Чурилов, ты ж мне только что жизнь спас!», – опомнившись, произнес Россель.
Девушка с косичками
Свою супругу 24-летний Володя Чурилов встретил на родном предприятии, на сегодняшний день они разменяли пятый десяток лет совместной жизни. За красавицей Нелли ухаживали многие, но, встретив в коридоре девушку с двумя косичками, он сказал: «Если свободна, то будет моя». Ежегодно, 17 августа, когда родственники и друзья приходят поздравить чету Чуриловых с годовщиной свадьбы, кто-нибудь за праздничным столом неизменно произносит: «Расскажите про семь конфет «Каракум». И тогда пересказывается история их знакомства. Ровно семь дорогих и дефицитных в советские времена конфет «Каракум» (столько умещалось в 100 граммах) приносил будущий муж «своей Нелличке», когда приходил в гости в общежитие.
У Нелли Изаховны тоже строительная специальность – она 33 года проработала вместе с мужем на одном предприятии нормировщиком. Споры в дружной семье Чуриловых возникали только из-за закрытия нарядов.

Берег дальний
Особое место в биографии Владимира Александровича занимает работа в Турции, где он в числе других советских специалистов участвовал в строительстве алюминиевого завода.
Турки Владимира Александровича почтительно называли «бай Чурилов». Особым уважением местное руководство прониклось к прорабу Чурилову, когда была решена сложная технологическая проблема установки 130-тонной станины при наличии только одного 80-тонного крана. Москва не разрешала монтаж. На свой страх и риск Чурилов осуществил собственный, технически оригинальный его вариант. Когда монтаж успешно закончился, из столицы пришла телеграмма: «Поздравляем с трудовыми успехами!»
После работы в Турции Владимир Александрович купил «Волгу», о которой давно мечтал. Чтобы приобрести этот автомобиль, мало было зарабатывать так называемые «чеки». Дабы получить талон на заветную «Волгу», Чурилов имел семь (!) общественных нагрузок. «Даже в хоре пел», – смеется Владимир Александрович.
В турецком альбоме Нелли Изаховны черно-белые фотографии «разбавлены» раритетными цветными открытками с видами страны. У нее своя Турция – Турция жены советского инженера за границей, а это не только известные тревоги человека в чужой стране, но и специфические переживания: не сказать, не спросить лишнего, ведь за ними пристально наблюдали соответствующие службы. Но были и плюсы: удалось немного попутешествовать по стране. Глядя на сегодняшнюю Турцию, Чуриловы вспоминают, что проехав 130 км по побережью Алании, они не увидели ни одного отеля, сплошная пустыня.
Это была их первая «заграница». Тогда, в середине 70-х, «нашего человека», впервые оказавшегося за пределами СССР, удивляло многое. Нелли Изаховна до сих пор помнит огромное количество военных с автоматами и толпы людей, которые их встретили в турецком аэропорту. Оказалось, что самолет из России приземлился в одно время с другим бортом, который привез паломников из Мекки.

Байки с байконура
Среди многочисленных городов и весей, где довелось поработать монтажнику Чурилову, особое место занимает Байконур. Несмотря на жесточайшие условия работы в неприветливой казахской степи, Владимир Александрович хранит о том времени самые светлые воспоминания. Здесь была особая атмосфера причастности к великому делу освоения космоса, здесь можно было оказаться за одним столом с теми, кто лично знал, к примеру, Юрия Гагарина. Владимир Александрович любит рассказывать, как ходил в гостиницу к космонавту Алексею Леонову. У одного из рабочих дома случилась беда, надо было срочно отправить его в Москву. Самолеты с Байконура летали не каждый день, а спецрейсы для космонавтов следовали по необходимости, ближайшим самолетом летел Леонов. Чтобы попасть к космонавту, Чурилов с другом прошел три «кордона», на каждом из которых им предлагали опустить руки в специальную емкость, надо полагать, для дезинфекции. Однако на последнем пункте доступа оказалось, что Леонова нет в номере! Тем не менее, вечером того же дня космонавт дал согласие взять с собой коллегу Чурилова.

Человек труда
Свою работу Чурилов любит. Казалось бы, что может нравиться в нелегкой работе строителя? Скажем, художник может произнести: «Больше всего мне нравится смешивать краски на палитре». Однако и у монтажника есть любимые этапы технологического процесса: Владимир Александрович испытывает истинное удовольствие при монтаже клети – важнейшего элемента прокатного стана. «Клеть – самое тяжеловесное оборудование, его нельзя установить одним краном, а точность постановки требуется очень высокая. Когда идет подъем, тросы так напрягаются, что из них «течет пот» – выжимается масло. Это действительно грандиозное действо!» – говорит ветеран «Прокатмонтажа».
За время общения с Владимиром Александровичем я ни разу не услышала от него выражений типа «вот в наше время…» или «не та сегодня молодежь». К сегодняшнему поколению молодых грамотных специалистов он относится уважительно. Но не идеализируя советское время, семидесятилетний строитель все же произносит: «Тогда было больше внимания к людям…».

Exit mobile version