Выставка необычных ювелирных изделий мастеров из Екатеринбурга покорила магнитогорцев

Своим уникальным творчеством екатеринбургские ювелиры, члены Союза художников Алексей Попов и Елена Железнова поделились с магнитогорцами, а помогла им в этом Магнитогорская картинная галерея. Название выставки «Город на ладони» символично – оно отсылает к архитектурным достопримечательностям Екатеринбурга, которыми вдохновлялись художники, создавая предметы ювелирного искусства.

Известные далеко за пределами Урала Алексей Попов и Елена Железнова – участники множества российских и международных ювелирных выставок и конкурсов. Их творчество отличается высоким качеством исполнения, вниманием к деталям и индивидуальным подходом к каждому изделию, для ювелиров характерно философское осмысление мира, неординарность и выразительность форм.

Вот и в этой серии они творчески переосмыслили известные каждому жителю Екатеринбурга и его гостям места. Зрители с удивлением увидят, как в кольцах, колье, ювелирных гарнитурах, созданных мастерами, причудливо вплетаются в металл и камень архитектурные формы. Изделия художников помогают актуализировать историю через архитектуру, привлечь внимание к богатому прошлому Среднего Урала.

Выставка необычных ювелирных изделий мастеров из Екатеринбурга покорила магнитогорцев

Для тех, кто еще не побывал в столице Урала, подготовлены плакаты с изображением и кратким описанием достопримечательностей, а также компьютерные эскизы, по которым авторы создавали свои творения.

Например, в комплекте ювелирных изделий «Каслинский павильон» задействованы все те мотивы, которые используются в чугунном выставочном  павильоне, изготовленном на Каслинском заводе для Всемирной выставки в Париже 1900 года. По итогам выставки Каслинский павильон был удостоен гран-при по отделу горного дела и металлургии, а сейчас он хранится в екатеринбургском музее искусств.

–  При создании павильона были использованы как средневековые мотивы, так и темы славянских мифов и легенд, и все эти узоры использовал мастер в создании кольца, браслета, броши из этого ювелирного набора, – рассказывает куратор выставки, заведующая выставочным отделом Анастасия Миронова. – Здесь использованы натуральные уральские поделочные камни, в том числе редкий родонит чисто розового цвета. Или вот перстень «Юстрица», названный в честь загадочной птицы славянского фольклора с несколькими змеиными головами и перепончатыми крыльями.

В серии перстней «Нам улицы свердловские знакомы и близки» представлены такие знаковые здания Екатеринбурга как «Мадрид», «УрФУ», «Дом обороны», «Исеть», «Водяная башня», «Киностудия», «Парк культуры», «Белая башня», «Усадьба Филитц». Все эти изделия скорее предназначены сверкать на выставках, нежели украшать пальчики модниц, однако мастерство ювелиров и творческое переосмысление известных достопримечательностей, богатство уральских камней, которые авторы столь точно и уместно применили в своих изделиях, поражает воображение.

В наборе из колье и кольца «2020» Алексей Попов обыграл тему пандемии коронавируса, используя массу знаков, связанных с болезнями и смертью, и образ самого вируса, ощетинившегося алыми корундами, однако знаковой стала надпись на латыни: «Жизнь коротка, искусство вечно».

Елена Железнова уже 15 лет руководит дизайн-студией «СИМВОЛ-ЕКБ», специализирующейся на моделировании ювелирных изделий. С 2019 года она активно сотрудничает с секцией ювелирного искусства Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Ее серия брошей «Цветы Урала», представленная на выставке, вызвала неподдельный интерес искусствоведов.

Эти четыре ювелирных работы: «Ируканджи», «Синеголовник», «Чертополох», «Пирлипат» – настоящий гимн, природе Урала и богатству ее недр. При изготовлении брошей использованы уральские поделочные камни: агат, родонит, лазурит, яшма, кварц и горный хрусталь. В «Синеголовнике» – крошечная щеточка халцедона на малахите, редко встречающаяся в природе, «Ируканджи» собрал в себе два спила агата, прибывших из разных мест, но удивительно подходящих друг к другу. В броши «Чертополох», использован редкий фиолетово-зеленый стихтит, причем обработанный таким образом, чтобы не повредить зернистой структуры камня.  В основе всех изделий – серебро.

Впечатляют красочные нательные иконы, выполненные из полудрагоценных камней: «Божья матерь», «Николай Угодник», «Спас». На задней стороне икон написан тропарь – краткая молитва.

Экспозицию оценят по достоинству не только ценители ювелирного искусства, но и все, кому не чужда любовь к красоте и истории родного Урала. Полюбоваться изделиями мастеров можно будет до 4 февраля.

Exit mobile version