Спустя почти полвека спектакль “Гусенок” вновь появится в репертуаре театра “Буратино”

Спектакль по пьесе Нины Гернет, написанной еще в 1935 году,  когда-то в 1970-х был в репертуаре театра, но, вновь взяв ее в постановку почти полвека спустя, актриса и режиссер Анна ЗВЕРЕВА решила перепридумать эту историю заново.

Эта пьеса по праву является классикой кукольного театра. Сюжет ее рассчитан на самых маленьких зрителей и оттого до гениального прост: жили-были девочка Аленка, непослушный гусенок Дорофей и очень хитрый Лис, который хочет этого Гусенка съесть, а девочка пытается его спасти и привлекает на помощь лесных зверей и самих юных зрителей.

Это уже третий собственный спектакль молодого режиссера на малой сцене. Хотя постановка и идет строго по тексту пьесы, Анна Зверева, художник Ильдар ВАЛИАХМЕТОВ и композитор Вадим ГОВОРСКИЙ придали ей современное звучание.

Спустя почти полвека спектакль "Гусенок" вновь появится в репертуаре театра "Буратино"

– Мы подумали, кто такая сегодня Аленка и почему у нее есть гусенок, которого она пасет, – поясняет режиссер. – В городе у нас невозможно никого пасти, поэтому у девочки есть альбом, а в альбоме – ее гусенок, а от того, что она свой альбом забросила, гусенок сбежал из этого альбома в картину. Вырос гусенок в картине и к концу спектакля заговорил!

Действительно, основой для декораций стала обретшая трехмерность знаменитая «Аленушка» В. М. Васнецова. Вот только сказочный персонаж выбрался оттуда наружу, став озорной современной девчонкой, а персонажи ее рисунков, наоборот, обрели свое бытие в васнецовском лесу, куда девочка одного за другим отправляет их на помощь своему любимцу.

Самым сложным в подготовке спектакля Анна Зверева называет работу с куклой.

– Мы взяли систему управления куклами-марионетками, что само по себе сложно. Причем, они получились у нас не обычными, объемными: коль скоро мы решили, что это рисунки, то куклы должны быть плоскими, – рассказывает постановщик спектакля. – У простой марионетки есть вага, с помощью которой ей управляют, и нити, ведущие к рукам, ногам, голове куклы, находятся на разных уровнях, а здесь, от того, что она плоская, все нити получились на одном уровне. И в управлении такая марионетка тяжела, и разобраться, где какая нить, сложно. Мы к ним приноравливались долго. Так что спектакль у нас получился экспериментальным.

«Гусенок» рекомендован для детей от 2 лет. Для молодой актрисы Евдакии ТОЗИК, окончившей в этом году Магнитогорскую консерваторию, это вторая постановка в «Буратино», первой был Иван VII на большой сцене, где девушка играет лису. Проработать персонажа и найти приемы общения с малышней помогала Анна Зверева, имеющая огромный опыт работы на сцене бэби-театра. Свою Аленку Евдакия называет сложной ролью. Хоть и есть партнеры на сцене, но все они находятся по ту сторону рамы картины, да и в непосредственной работе с детьми для нее это первый опыт. Непросто постоянно удерживать внимание малышей, подключать их к участию в активностях спектакля. Однако это молодой актрисе, несомненно, удалось.

– Спектакль нам очень понравился, но внук сказал, что ему мало, еще хочется, – улыбается одна из зрительниц, Наталья ТЕЛЕЦОВА. Маленький Лева – постоянный зритель «Буратино», не пропустил ни одного спектакля бэби-театра. И даже сейчас, когда «Буратино» вынужденно на время ремонта переехал в Левобережный дворец, вместе с бабушкой приезжает сюда регулярно.

За видимой легкостью персонажей на сцене стоит огромная работа. Как рассказала заведующий литературной частью театра Юлия МЕЛЕДИНА, Анна Зверева активно повышает свое актерское и режиссерское мастерство. Уже не первый год она на постоянной основе посещает Лабораторию знаменитого режиссера Виктора ШРАЙМАНА, одного из создателей театра «Буратино». Кстати, актриса была в числе выпускников его курса, когда Виктор Шрайман преподавал на театральном отделении Магнитогорской консерватории.

– Для участия в Лаборатории режиссеров театров кукол со всей страны отбирают на конкурсной основе. Я посылала заявку, и уже второй год прохожу конкурсный отбор, – рассказывает Анна. – Там мы изучаем метод действенного анализа, разработанный еще Константином Станиславским, учимся правильно разбирать пьесы и защищаем свои проекты по режиссуре. В прошлом году я возила на защиту спектакль «Как Маша поссорилась с подушкой», а в этом – новогоднюю сказку «Самое волшебное желание», который, надеюсь, еще выйдет на большой сцене в нашем обновленном театре.

В сентябре в числе 14 актеров из 14 театров России наша землячка участвовала в работе Лаборатории молодых актеров театров кукол под руководством Александра СТАВИССКОГО при Союзе театральных деятелей в Москве. В этом году лаборатория была посвящена работе с марионеткой. Актеры учились правильно вывешивать куклу, корректно натягивать нити, чтобы можно было ей управлять, выполняли различные задания по работе с куклой, учились делать ее движения максимально живыми, попадать в образ персонажа, а потом еще и добавлять речь. Одним из самых сложных заданий по воспоминаниям актрисы было сыграть этюд марионеткой по песне А. Вертинского. Однако все это очень помогло в работе над «Гусенком».

– Поскольку талантливый человек талантлив во всем, Анна получила диплом за лучшую женскую роль второго плана на фестивале «Сцена-2023» за роль Козы Кати в спектакле «Бах-Бах-Бах!», – комментирует Юлия Владимировна. – Кстати, там тоже кукла-марионетка.

Уже сейчас идет большая работа над новогодними представлениями, в этом году «Буратино» возвращает в репертуар спектакль «Дед Мороз» по сказке «Морозко», а самых юных зрителей ждет «Шубка для зайки» (режиссер Анна Зверева) и традиционные «Новогодние хлопотушки» (режиссер Ирина Барановская).

Exit mobile version