Бездомные перестали останавливаться в нашем дворе. Гадаю: хорошо это или плохо?
Мимо моего дома часто проходят бомжи. Не знаю, какие точки в их маршруте соединяет дорога через наш двор. И есть ли эти точки. Но факт остается фактом: бездомных я вижу часто из окна своей кухни.
Недавно бездомные изменили своей привычке делать привал на лавочке у соседнего дома и облюбовали скамейку напротив нашего. Оказалось, соседка из второго подъезда, под окнами которой стоит эта скамейка, пару раз в неделю выносит бездомным еду. Причем специально готовит что-нибудь простое, но сытное.
Женю, наверное, все знают в нашем дворе, особенно ее любят дети. Она каждый год сажает цветы у подъезда и разрешает детворе помогать ей в посадке и поливке. Она волонтер со стажем, и делает большие и маленькие добрые дела как-то легко. #мутидобро ставит она под своими вдохновляющими историями в соцсетях, и этот хэштег точно про нее.
В тот день бомжи пришли с собакой. Мне кажется, в этом большом псе неопределенного окраса есть что-то бойцовское. Четвероногий товарищ уже несколько месяцев сопровождает своего бездомного хозяина. Ни поводка, ни намордника: они просто ходят рядом. И кажется, оба чувствуют себя сильнее от того, что нашли друг друга.
Получив еду, бездомные засиделись. Они не только ели, но и пили. Да и погода была чудная. Во дворе было много детей. Собака стала лаять на девочку. Это увидела из окна одна из жительниц нашего дома и… позвонила Жене. Та, хоть и сама боится собак, выскочила на улицу. Стала просить бездомных усмирить собаку, они начали с криками бить пса. Заступившись за девочку, она начала заступаться за собаку. Все это происходило на глазах у детей.
Я слышала какие-то крики, но не видела, что там происходит. Всю историю мне рассказала Женя, когда вечером мы вышли с дочкой погулять. Она то и дело отвечала на сообщения в соцсетях от соседей, которые решили, что в том, что произошло, виновата она. Это же она прикормила бомжей. Не забыли указать и на то, что на скамейке, на которой сидели бомжи, потом сидят дети, а это небезопасно для их здоровья.
«Бомжи опять приходили!» – подбежала при мне к Жене девочка, на которую лаяла собака. Девочка явно указывала на «недоработку» соседки.
Женя не смогла ничего внятного ей ответить. Кажется, у нее просто не было сил на это. Да и не ее обязанность объяснять чужим детям, кто прав, кто виноват. У нее есть свой ребенок, который, кстати, тоже садится на эту скамейку.
Меня, признаться, тоже волнует санитарное состояние скамейки. Но где найти стерильную?
Однако санитарный вопрос, на мой взгляд, самый мелкий в этой истории. Куда важнее то, что человек, сделавший доброе дело, оказался крайним. Почему та соседка позвонила Жене, а не, к примеру, в магазин, где бомжам продали фанфурики? Наверняка это из-за них бомжи долго не могли уйти. Хотя начать следовало с другого вопроса: почему не вышла сама? Страшно? Неприятно? Противно? Знала, что Женя пойдет? Там же ребенок.
Что могли усвоить дети нашего двора? Что в любой непонятной ситуации, когда к человеку, ответственному за нее, страшно или противно обратиться, нужно найти другого человека, который имеет хоть какое-то отношение к первому, вызвать в нем чувство вины и заставить ситуацию исправить. Иными словами: ищи крайнего. И не корми бомжей. А то мало ли.
Сама я бомжей не кормлю, наблюдаю за ними преимущественно из окна. Для меня они ни хорошие, ни плохие: я не знаю их. Но с уважением отношусь к тем, кто поступает иначе.
Дочка моя еще не знает, что есть люди, у которых нет дома, – слишком мала для таких тем. Для нее спящий дядя на лавочке пока «Просто устал сильно». Но с тетей Женей она уже знакома, имела счастье поливать ее петунью. С чего-то надо начинать знакомство с ее #мутидобро.
А бомжи теперь редко останавливаются в нашем дворе после той истории. Видимо, и им она противна.