Если есть стерженёк. Три истории из «Магнитогорского дома для мамы»

Магнитогорск. Заблудиться в жизни может каждая – наломать дров, набить шишек, уснуть в волчьем логове. Может годами не просыпаться, жить как в бреду или отмахиваться от внезапно возникшей проблемы, будто от неуместного видения. Что может ее разбудить? Ответ мы искали в «Магнитогорском доме для мамы».

«Расскажите, пожалуйста, три истории с хорошим концом», – прошу я на исходе «Одного дня» администратора Светлану Ваняеву. К вечеру людской поток стих, можно спокойно поговорить.

За этот день я увидела больше двух десятков разных женщин, у многих истории еще не окончены – без посторонней помощи они могут не выкарабкаться из неблагополучия, не справиться с давлением окружающих, да просто не разобраться в себе.

Очевидно, что нет универсального средства от любой неопределенности, но так захотелось чего-то бодрящего, чего-то с названием «Все будет хорошо». Светлана налила чаю.

#1 «Об интересе к новой жизни»

С кружки чая начинается история знакомства с женщиной, которую привезли в «Магнитогорский дом для мамы» по звонку специалиста комиссии по делам несовершеннолетних. Женщина вместе с маленьким ребенком после очередного избиения сожителем оказалась в подъезде. Ночь не спала. А тут какой-то центр.

«Была в ступоре. Я пыталась ее чайком отпоить. Объяснила, где она и что мы ей поможем, дадим приют, – рассказывает Светлана. – Не сразу, но она начала рассказывать о себе. На следующий день она призналась, что поначалу подумала, что попала в секту: не верилось, что в наше время бывает все бесплатно».

Светлана вспоминает, что история, которую она услышала, была удручающей. У женщины нет никаких документов, даже паспорта, у двухлетнего ребенка нет свидетельства о рождении. Сожитель вечно избивает, бежать некуда. Потом выяснилось, что ребенок, с которым ее в тот же день поместили в приют, не единственный. Есть еще достаточно взрослый сын, студент. А значит, есть право на материнский капитал.

Начали с восстановления документов. При этом женщина сама стала ходить по всем инстанциям.

«Самое приятное, что у женщины интерес к жизни появился, она все документы сама оформила. Бывают такие, что бьешься-бьешься – ничего не хотят делать», – говорит Светлана.

Совсем скоро женщина приобретет собственное жилье, право на использование маткапитала уже восстановлено. Варианты подыскивает специалист организации, с которой сотрудничает «Магнитогорский дом для мамы».

«Человек такой хороший, искренне переживает за наших девочек, звонит по нескольку раз. Помогает пустить материнский капитал в нужное русло, не тратясь на услуги риэлтора».

Уже и место в садике есть для младшего ребенка в том районе, в котором намерена поселиться женщина. Светлана, кажется, уже спокойна за нее.

#2 «О близких»

Иногда женщины ищут приюта в «Магнитогорском доме для мамы», но находят нечто иное.

«Женщина вернулась в Магнитогорск из другого региона, беременная. Там она проживала с молодым человеком, который оставил ее. Отдельного жилья в Магнитогорске у женщины нет, а отношения с родственниками по возвращении не заладились. Она пришла к нам просить приюта», – Светлана начинает вторую историю.

Она оказывается очень короткой, но поучительной. До помещения в приют с женщиной побеседовал психолог епархиального центра, который помог ей понять, что не нужно бежать из дома – нужно налаживать отношения с близкими. Будущая мама прислушалась и вернулась к родным.

«Последний раз, когда она приходила к нам, была счастливая-довольная, благодарила нас, просила передать поклон нашему психологу, – улыбается Светлана. – Эта история – пример того, что иногда верное решение проблемы не в том, чтобы поместить женщину в приют, дать крышу над головой и бесплатное питание. Бывает, хорошая работа психолога все ставит на свои места».

#3 «О самоуважении»

Осмелюсь сплести две судьбы в одну историю. Мне кажется, они похожи. К тому же у обеих героинь мужья оказались в местах лишения свободы.

Одна, потеряв таким образом опору, растерялась. Безработная, она не знала что делать, на что жить, на что кормить детей. Несколько месяцев «Магнитогорский дом для мамы» помогал ей и продуктами, и вещами. За это время она пришла в себя, приняла новые жизненные обстоятельства, нашла работу и стала полностью обеспечивать свою семью. Светлана недавно случайно встретила ее на улице и порадовалась переменам:

«Сейчас у нее все хорошо, прекрасно выглядит. Выправилась».

Другая женщина с детьми скрывалась в приюте от бывшего супруга, вернувшегося из мест лишения свободы. Он угрожал ей, писал письма и ей, и ее работодателю. Своим психологическим давлением он загнал ее в «темницу», из которой она боялась выглянуть. У нее не было аккаунтов в соцсетях, она никогда нигде не фотографировалась, ее пожирали страхи. Но она сумела с ними справиться и теперь помогает другим женщинам в кризисных ситуациях.

«Женщина расцвела, – констатирует Светлана. – Она такая красавица, умница. Все у нее хорошо. Наш психолог, недавно встретив ее, отметила перемены. Видно, что она как личность, как женщина себя уважает. Приятно, когда женщины вспоминают, что они женщины».

Когда зашла речь о самоуважении, стало интересно, а есть ли что-нибудь предопределяющее исход той или иной ситуации. Или по-другому: каким качеством должна обладать женщина, чтобы справиться с проблемой, суметь изменить свою жизнь и жизнь своих детей к лучшему, отмахнуться от бреда неблагополучия, проснуться наконец? Я была уверена, что у Светланы есть ответ на этот вопрос. За время работы в центре она видела не только триумфальные победы над судьбой, но и фатальные срывы, возвращения на круги своя, побеги из приюта к мужьям-дебоширам.

«Я уверена, что все начинается с детства, с мамы, – говорит Светлана. – Если женщина, еще будучи девочкой, видела нормальные отношения мамы, папы, любовь в семье, уважение, в ней есть стерженек, в ней заложено зернышко, которое может прорасти при благоприятных условиях. И пусть ее через годы занесло куда-то, судьба связала ее не с теми людьми, не с тем мужем, пусть пила, но если этот стерженек в ней есть, то, когда она видит  нормальную жизнь, к которой ей здесь помогают вернуться, она принимает помощь и возвращается к себе прежней, тянется к хорошему».

«Просыпается», хочется добавить. А в новой жизни и у ее детей появляется шанс заложить в себе тот самый «стерженек». Ведь каждая история, записанная в «Магнитогорском доме для мамы» не просто о женщинах, а о матерях.

Exit mobile version