Магнитогорская общеобразовательная школа №20 уже может поделиться опытом и успехами в обучении детей с ментальными особенностями. Это пока единственное учебное учреждение не только в Магнитогорске, но и на юге Челябинской области, которое поддержало такое инклюзивное направление. Итогами проделанной работы педагоги поделились со специалистами БФ «Металлург», с партнерами и коллегами из других школ, в том числе коррекционных, в рамках круглого стола «Ресурсный класс в общеобразовательной школе: на пути к инклюзии».
Первооткрыватели
Изначально нестандартную идею организации инклюзивного пространства в общеобразовательной школе, которую предложили инициативные родители детей с ментальными нарушениями, сразу же поддержал директор школы Александр БЕРЧЕНКО. Он увидел в этом направлении перспективу развития не только для самих особенных ребят, но и для школы в целом. И не ошибся. Признается, не сразу поверил, что можно быстро реализовать такой сложный проект. Однако на весь процесс: от идеи до открытия – ушло всего полгода. И уже в январе 2022 года ресурсный класс, оборудованный по последнему слову техники и с учетом всех требований к таким образовательным площадкам, распахнул свои двери для особых ребятишек.
– Это стало возможным благодаря большой и постоянной поддержке администрации города и значительной спонсорской помощи ПАО «ММК». Также подключился благотворительный фонд «Металлург», – подчеркнул Александр Валерьевич.
Александр Берченко рассказал, что в самом начале проекта его беспокоила реакция родителей остальных школьников: как воспримут, будут ли нарекания, жалобы? Оказалось, что напрасно.
– На самом деле отношение родительской общественности очень удивило, – отзывается он. – Родители до сих пор звонят и благодарят за такую возможность взаимодействия обычных детей с особенными. У нас проводятся уроки доброты в начальной школе и на них приходят ребята ресурсного класса. Они общаются, знакомятся, взаимодействуют.
Опыт работы изначально перенимали у челябинских коллег 109 городской школы, где годом ранее был запущен такой проект. Директор школы №20 признается, что за полтора года во многом превзошли область по оснащению кабинета, а также качественно повысили профессиональный уровень педагогического состава ресурсного класса. Последнее стало возможным благодаря помощи АНО содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования».
– Я считаю, что опыт 20 школы в этом отношении – уникальный, – подчеркивает директор «Открытого института проектирования» Ирина ПЕРЕЛЫГИНА. – Александр Валерьевич действительно очень смелый директор, в своем роде – пионер, благодаря которому стало возможным открытие в Магнитогорске первого и пока единственного ресурсного класса. Мы со своей стороны как некоммерческая организация подключились для решения задач, на которые у школы нет отдельного финансирования. В том числе это обучение сотрудников в прикладном анализе поведения. Это методика имеет доказанную эффективность, которая позволяет работать с детьми с ментальными особенностями и выводить их на уровень адаптации.
Чему научились
Изначально в ресурсный класс поступили четверо учеников. Потом состав менялся. Сейчас здесь обучаются пять учеников с расстройством РАС. Первый год у них был подготовительным. Теперь они в первом классе. У каждого разработана своя индивидуальная программа. С ребятами работают пять тьюторов – их главные помощники и наставники. Предполагается, что они будут сопровождать детей до девятого класса.
О том, чего удалось достичь и какие успехи показали воспитанники, рассказала педагог ресурсного класса школы №20 Гульнар КАДЫРОВА. Она почеркнула, что за время обучения проделана колоссальная работа, как со стороны педагогов, так и со стороны детей. Многие из ребят изначально не умели выражать свои просьбы, формулировать мысли, на разминке выполняли упражнения только с помощью тьюторов. Сейчас же они делают это самостоятельно. Научились обращаться к педагогам не используя крик и другие формы нежелательного поведения. Более того, поначалу особенные школьники обедали отдельно ото всех в своем классе – для этого была создана специальная кухня. Сейчас же ребята ходят на обед вместе с остальными школьниками в общую столовую. Некоторые воспитанники ресурсного класса даже приняли участие в общешкольной линейке в честь Первого сентября и прочли стихотворения, не смущаясь всеобщего внимания.
– Наши дети очень продвинулись в творческом направлении. Они стали участниками и лауреатами в различных конкурсах, в том числе и для нормотипичных детей, – продолжает рассказывать о достижениях ребят Гульнар Кадырова. – Мы также с ребятами посетили музей театра «Буратино» – «Зазеркалье». Хочу подчеркнуть, что для некоторых из наших детей это был первый в их жизни выход в таком формате. К сожалению, дети с особенностями развития испытывают большой дефицит эмоций, потому что родители не посещают такие места. Это в основном связано с определенным астигматизмом общества. Если ребенок высокий взрослый и не разговаривает, а каким-то другим способом выражает свои эмоции, то это, к сожалению, привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Мы же хотим расширить эти границы.
Педагог назвала главную цель своей работы с особенными детьми – дать им не только академические навыки, но и научить общаться со сверстниками. Поэтому ребята из ресурсного класса посещают уроки ИЗО, музыки, физкультуры вместе с остальными школьниками. Также проведено больше 30 групповых занятий, в том числе «Уроки доброты». Ребята из обычных классов теперь ходят в гости к воспитанникам ресурсного класса. Все вместе они учатся дружить и принимать друг друга такими, какими они есть.
Там, где комфортно
В высоком уровне оснащения ресурсного класса участники круглого стола смогли убедиться лично. В просторном кабинете созданы несколько тематических зон. У окна расположены яркие парты с фотографиями учеников, каждый из них знает свое рабочее место.
Также есть большая зона сенсорной разгрузки. Это уникальный комплекс, который включает в себя разнообразные качели, туннели, мягкие кресла-мешки. Все это является абсолютно безопасным для ребенка. Мягкие чехлы не дают детям травмироваться во время игры. Ученики с расстройством аутистического спектра могут в силу своих особенностей испытывать тревожность, сенсорные перегрузки во время занятий. В этой зоне они могут отдохнуть, расслабиться и «перезагрузиться».
Тьютор Вероника ХАРЧЕНКО показывает полюбившееся детям методическое оборудование:
– Это яйцо, – объясняет она, – дети в него садятся, мы их закрываем, и они в таком положении катаются. Есть также чулки совы – синий и зеленый. Дети тоже очень любят надевать эти мешки и играть в догонялки, воображают, что они приведения.
Педагог предупреждает, что все игры детей проходят под постоянным наблюдением наставников.
– У нас есть мальчик Вадим, он очень любит с обычными детками играть в этом чулке совы. Он подходит к ним и как бы пугает. Ребятам нравится, они веселятся, смеются.
Вероника говорит, что обычные дети, приходящие к ним в гости, очень доброжелательно настроены к ребятам с особенностями. Это в том числе и результат «Уроков доброты». Школьники уже знают друг друга и на переменах часто заглядывают в ресурсный класс.
Еще одной гордостью ресурсного класса является интерактивный многофункциональный экран. Тьютор Анна ТРЕГУБ рассказала, что эта устройство является неотъемлемой частью всех занятий. У детей с расстройством аутистического спектра есть трудности в коммуникации. И как раз благодаря экрану педагоги могут собирать всех деток вместе на групповые занятия. Это и интерактивные игры, которые используются в образовательных целях. Также дети могут рисовать на экране пальчиками. Можно включать музыкальные композиции, детки вместе со своими тьюторами могут танцевать – это большая разгрузка для них и настройка на работу.
На своем месте
Тьютор Анастасия ПУШКАРЕВА объясняет, что наставники у особенных ребят меняются каждую четверть. Это сделано специально, чтобы дети не привыкали к одному педагогу, также как и тьюторы не выделяли кого-то одного из воспитанников.
– То есть если ребенок научился читать с одним педагогом, он должен продемонстрировать это и с другим тьютором. К кому-то в этом году ребенок уже второй раз «приходит». И это очень здорово, потому что, когда ученик проходит обучение с пятью тьюторами и возвращается снова к тебе, можно заметить колоссальную динамику.
Родители особенных детей тоже активно включены в образовательный процесс. Такой тесный контакт очень важен, говорит тьютор Анастасия.
– Мы интересуемся их мнением, чему ребенок должен научиться за год. И включаем их пожелания в коррекционный план, если мы тоже согласны с этим. Родители с нами очень плотно сотрудничают. Проект изначально и предполагал, что мы едем все как бы «в одном вагоне».
Когда ресурсный класс только открывался, все девочки-тьюторы были еще студентками МГТУ имени Носова. Работа в школе по большому счету учебе в университете не мешала, говорит Анастасия. Они посещали занятия по свободному графику. А ценным полученным опытом работы с особенными детьми потом делились со своими одногруппниками. Теперь они уже поступили в магистратуру. И в этом случае тоже нет проблем с совмещением работы в ресурсном классе.
На вопрос, бывает ли тяжело эмоционально, Анастасия утвердительно кивает головой.
– Конечно, случаются такие моменты, особенно в очень загруженные дни. Но когда ребенок показывает результат после длительной коррекционной работы – это перечеркивает все переутомление. В эту минуту понимаешь, почему ты выбрал эту специальность. Когда ребенок использует свою первую просьбу, заводит своего первого друга, ты чувствуешь, что находишься на своем месте!