Если бы «Кислоту» снимали в 60-х. Молодёжная драма, поражающая своей откровенностью

Магнитогорск. Смотреть или не смотреть – вот в чём вопрос! Обсуждаем российские и советские фильмы в новой рубрике.

Найти достойное кино всё равно, что хорошую литературу в книжном. «Киллеров свободного времени» у входа уже ждут «бестселлеры» – лидеры кассовых сборов: думать не надо, иди и смотри. Прямо за ними – «стеллаж» с незамысловатой фантастикой и детективами. Все, как один, под копирку; похожие на любую версию телефильма, которую показывают в прайм-тайм.

И только где-то в дальнем углу, невидимые, жмутся друг к другу шедевры художественной литературы. Они сокрыты в архивах фильмотеки, о них уже не вспоминают, их почти не показывают по ТВ. Благо есть интернет, благо есть «МР»! Мы расскажем о российских и советских кинолентах, которые вы точно не видели, в рубрике «Фильмы с полки».

Выпуск №3 «Когда разводят мосты» (1962)

Выпуск №2. «В четверг и больше никогда» (1977)

Выпуск №1. «Не забудь… Станция Луговая!» (1967)

Фильм о молодости было поручено снимать молодым. Режиссёру Виктору Соколову на момент съёмок было 32 года. Романтичная картина с не менее романтичным названием стала первой самостоятельной работой Соколова на «Ленфильме». «Фундамент» всего, то бишь, сценарий, выпало заложить 30-летнему писателю Василию Аксёнову, ранняя проза которого известна своей кинематографичностью.

Аксёнова воспринимали неоднозначно. В 1960-1970 годах он вёл сомнительную общественную деятельность, был близок к диссидентскому движению, а вскоре и вовсе эмигрировал в США. Его произведения и фильмы по ним как бы «забыли». Ленту «Коллеги» (1962 год) по одноимённой повести и вовсе не упомянули ни в одной из статей энциклопедического словаря «Кино».

Картина «Когда разводят мосты» (1962 год) была уже вполне своевольной, но судьба её оказалась хоть и скромной, но не столь трагичной. Отчасти и потому что это был первый киносценарий Василия Аксёнова, в котором и он, и начинающий режиссёр Виктор Соколов, вместе с главным героем – едва оперившемся Валеркой, ищут себя, своё место в мире и истории. Оттого-то фильм получился актуальным и на период столетия прошлого, и на период столетия настоящего, потому что тема – вечная, потому что герои – живые.

Школьные парты, душные классы, напутствия учителей – всё осталось позади. «Последний экзамен толкнули!», – радостно кричат вчерашние десятиклассники, ещё не успевшие вылезти из черно-белой формы. В центре событий – 17-летний Валерка. Парень «мировой», как его характеризуют друзья, но пока не определившийся.

– А что такое «Антимир»? – кокетливо спрашивает одноклассница.

– «Антимир»… – задумчиво произносит юноша, – Мне бы знать, что такое Мир!

Отец – бывалый моряк – сам определил для Валерки будущее: работа в порту, но кто ж равняет стабильность с молодостью! Сейчас для Валерки главное – добиться взаимности от такой же «вечно ищущей» соседки по квартире. Красавицы, забросившей институт, и мечтающей о карьере то ли телеведущей, то ли артистки… Инга ещё не решила, зато Валерка точно решил: «Женюсь!».

В погоне за девицей, ночующей в гостиницах у взрослых мужчин, Валерка вмиг теряет романтичность своих намерений и начинает задавать вопросы вслух: «Кем быть? Что делать? Как устроена жизнь и как устроиться в ней?». Тогда он всё-таки приходит в порт, но уже сам, своими силами. Там, столкнувшись с первыми серьёзными трудностями и увидев, кажется, слишком много, Валерка находит, если не самого себя, то путь, который кардинально отличается от мечтаний того, теперь уже далёкого и невинного школьника.

«И паруса надулись, рассекая волны. Плывут. Куда ж нам плыть?», – говорит он, задумчиво и по-взрослому, глядя на разведённые мосты.

Если начнёте смотреть фильм «Когда разводят мосты», с первых же минут удивитесь его современности! Диалоги, ситуации и характеры застыли во времени и общаются со зрителем понятно и по-свойски. Каждый найдёт здесь зеркальное отражение себя: будь то переживающие за судьбу сына родители, молодые, но уже несчастные, красавицы или же неисправимые мечтатели. Не фильм, а записная книжка, кстати, которая вам точно понадобится, чтобы фиксировать цитаты за персонажами. Так точно и так ярко может только настоящая драматургия, вкупе с не менее настоящей актёрской игрой.

Главные роли исполнили: нежный хулиган Владимир Колокольцев, такой похожий на юного Табакова и одновременно Михалкова в фильме «Я шагаю по Москве»; характерная Ия Арепина, серьёзный Владимир Емельянов и ещё длинный список, может, не очень известных, но зато очень талантливых. Без спойлеров хочется отметить наиярчайший образ, что создал всеми любимый Леонид Быков, известный по работам в картинах «Максим Перепелица», «Алёшкина любовь» и «В бой идут одни «старики»».  Его герой вас приятно удивит и ещё больше в себя влюбит.

Одним словом, смотреть стоит! Потому что это – фильм-находка для людей ностальгирующих, рефлексирующих и думающих. Ведь, как показывает история, плохое кино «на полку» не кладут.

Exit mobile version