«Каждый экспонат – наша гордость». Музей школы №9 бережно хранит память о былых подвигах

Магнитогорск. С чего начинается Родина? Со школьной скамьи, с привитого с детства понимания, что твоя история − вот она, во всем том, что тебя окружает, а люди, совершавшие великие подвиги, жили среди нас, и быть может, даже учились в твоей школе.

Таков главный посыл краеведческого музея МОУ «СОШ №9», который помогает услышать своим ученикам его хранительница Екатерина Лысенко. Сама в прошлом выпускница этой школы, в 2009 году она вернулась сюда после института уже в роли учителя, преподает историю и обществознание и бережно хранит память о подвигах прошлых лет.

Накануне 9 мая мы встретились с ней в музее и поговорили о войне, учениках и о том, чему учит история.

− Екатерина Михайловна, расскажите, как появился ваш музей?

− Музей был основан 23 февраля 1988 года. Основателем музея был Виктор Сергеевич Слободянюк. Бывший военнослужащий, он участвовал во многих военных операциях Советского Союза, а потом был военруком школы, сам занимался поисковой деятельностью. Благодаря его усилиям собрано огромное количество экспонатов: и снарядов, и элементов вооружения, и многое другое.

Многое для музея сделала бывший директор нашей школы Татьяна Васильевна Плаксина, при ней он получил активное развитие. В дальнейшем музеем руководили разные люди, причем, не только историки, но учителя разных специальностей − например, учитель физкультуры Ирина Львовна Романькова, большой вклад внес Роман Владимирович Зыбайлов, по образованию историк, он преподавал у нас географию, много внимания уделял патриотическому воспитанию детей. Он активно участвовал в поисковой деятельности, регулярно ездил на «Вахту памяти» в места ведения боев и пополнил музей несколькими экспонатами, которые собственноручно достал из-под земли.

− У вас представлен богатый материал, расскажите о ваших экспонатах.

− Каждый экспонат − это наша гордость. У нас много стендов о Великой Отечественной войне, причем, каждый стенд посвящен какому-то ее этапу. Это и период нападения Германии на СССР − здесь мы видим здесь фотографии, страшные с одной стороны, с другой − обладающие невероятной эмоциональной силой, показывающие весь страх, всю боль и ужас, всю горечь первых дней войны.

Есть стенд, посвященный тылу в годы войны, этот знаменитый лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом!» и стенд, посвященный Брестской крепости. Его цель − показать, что за советскую Родину сражались люди без различия возраста, национальности. Те, кто собирал музей, много внимания уделяли подвигам отдельных людей, например, защитникам Брестской крепости, в том числе и пионерам-героям. Это дает возможность детям прочувствовать, что это их ровесники сражались за Родину. Для них это ближе, они всегда обращают на это внимание.

Вот стенд, посвященный битве под Москвой, и здесь отображены как известные участники, например, генерал Иван Панфилов, так и магнитогорцы, участвовавшие в этой битве. А вот стенд, посвященный обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, и, конечно же, участию советских войск в освобождении Европы.

− Когда дети изучают историю: фамилии, даты, для них, зачастую, все проходит мимо: выучил, сдал, забыл, а здесь?

− Здесь история перед ними предстает в зримых, ощутимых образах, она их окружает, обволакивает. Дети буквально погружаются в мир прошедших событий, на них смотрят эти люди, как будто разговаривают с ними. Я считаю, что в этом ценность музея, конечно, колоссальная − возможность не просто увидеть, а осознать, соприкоснуться с историей, может быть даже совершить мысленный переход в прошлое.

Отдельные стенды у нас посвящены магнитогорцам − Героям Великой Отечественной войны. Много интересной информации: за что именно они получили звание Героя Советского Союза, в каких боях они участвовали. Не меньше внимания уделено учителям нашей школы, которые в свое время сражались на фронтах Великой Отечественной. Когда я детям о них рассказываю, я делаю акцент на том, что эти люди смогли пройти войну, весь ее ужас, и вернуться к обычной жизни. Потому что мало воевать, одержать победу, надо найти в себе силы восстановиться после этого и снова стать частью мирной повседневной жизни: работать, созидать.

Следующие стенды посвящены войне в Афганистане и нескольким магнитогорцам, принимавшим  там участие. Моя задумка, которая, может быть, когда-то исполнится − это создание отдельного стенда посвященного участию магнитогорцев в боевых действиях в Чеченской республике. Это тоже страница нашей истории, которую нельзя забывать.

− Но, как я понимаю, военной историей ваш музей не ограничивается?

− Да, здесь много экспонатов об истории Магнитогорска. У нас есть и чугун, и сталь юбилейных плавок, и экспонаты, посвященные разным этапам производственного процесса на ММК. Детям тоже интересно каждый  раз это потрогать, задавать вопросы. Отдельные стенды посвящены истории школы, там тоже есть немало ценных экспонатов. Школа наша старая, одна из первых в городе, с 1931 года была основана как фабрично-заводское училище и находилась на левом берегу, на горе Ежовка, а в здание, в котором мы находимся сейчас, переехала в 1948 году. Здесь много фотографий разных периодов, и один из самых ценных экспонатов − телеграмма Надежды Константиновны КРУПСКОЙ магнитогорским комсомольцам, которая все эти годы хранится в нашей школе.

Как собирался фонд музея? Думаю, фотографии и другие экспонаты вам приносили и бывшие ученики?

− Он собирался в основном в конце 80-х − 90-е годы, со временем экспонаты стали поступать реже, но, тем не менее, есть. Один из последних − это немецкий трофейный аккордеон «Травиата», который нам подарил ученик нашей школы Дмитрий КНУТОВ. Его прадед, Петр Леонтьевич КОПАНОВ, участвовал в Великой Отечественной войне. После очередной атаки в одном из окопов он нашел этот аккордеон и хранил до самых последних дней как яркое воспоминание о войне, а его правнук, который несколько лет назад окончил нашу школу, преподнес аккордеон в дар нашему музею.

Пока мы беседуем, в дверь заглядывают одиннадцатиклассники, для которых музей стал ожившим учебным пособием.

«Мы выбрали сдавать ЕГЭ по истории, и музей помогает нам узнать информацию по ХХ веку, особенно по Великой Отечественной войне, − говорит Евгения Макаренко. − Очень надеюсь поступить на истфак, связать свою жизнь с историей, но зависит от того, как сдам ЕГЭ».

Для Владислава Мангушева военная история имеет особое значение: он планирует поступать в Новосибирское военное училище, и сама атмосфера музея помогает настроиться на серьезную военную карьеру.

«Эти стенды, люди, которые на них изображены, их подвиги настраивают на мысль о необходимости служить Отечеству. Я думаю, у Влада это получится, − комментирует учитель. − Ребята заходят постоянно, и поэтому идет погружение в атмосферу музея даже в ходе других тем уроков. В ближайшее время я планирую провести отдельное занятие в рамках подготовки к ЕГЭ, потому что Великая Отечественная война там представлена в большом объеме. Вообще те, кто сдают историю, люди отчаянные и решительные, это очень сложный экзамен. Приходится огромный объем материала запоминать, но мы стараемся».

− Как проходят у вас подобные уроки?

− В последнее время я все больше стараюсь уделять внимание начальной школе, потому что они далеко не все знают о том, что такое Великая Отечественная война, и в музее проходит их первое знакомство с этими событиями. У них очень яркое, живое восприятие, и я думаю, что именно в этом возрасте запоминается лучше всего. Потом, конечно, будет осознание, осмысление, а сейчас они через свое эмоциональное восприятие начинают понимать, что был такой период в жизни нашей Родины, страшный период, но, тем не менее, мы с этим справились, смогли победить и двигаться дальше.

Практически каждую российскую семью затронула война, и есть, что вспомнить про своих дедов и прадедов. Посмотрев на стенд с магнитогорцами − Героями Советского Союза, они задумываются: у меня же тоже кто-то воевал. С этой мысли начинается поиск. Даже у учеников начальной школы.

У нас был случай, когда я приводила сюда первоклассников, они вели себя немного шумно, эмоционально, и маленькая девочка по ходу нашей экскурсии стала звонить маме: «Мама, у нас же вроде прадедушка…» Мама рассказала ей, что прадедушка воевал и пропал без вести. Это известие ее очень сильно встревожило, она тут же расплакалась. А через некоторое время она пришла ко мне с готовым материалом о нем. Пока что, конечно, информации было очень мало: имя, фамилия, где воевал… Но это было уже начало некой поисковой работы, пусть на очень простом уровне, но ребенок настолько это пропустил через свое восприятие 7-летнего человечка, и не просто пропустил, а заинтересовался, и началась работа.

Ученики средней школы уже сами заглядывают. Если я работаю в музее, и он на перемене открыт, они сами, без приглашения просятся: можно посмотреть? Конечно, я им не отказываю. Естественно, больше интереса проявляют мальчики. Они начинают комментировать: как летала авиационная мина, какие орудия в каких боях применялись. Интересуются, задают вопросы, поэтому экскурсии часто бывают совершенно спонтанными.

Я считаю, что такое живое общение зачастую даже более ценно, чем полноценные, организованные экскурсии или урок, потому что здесь ребенок изъявляет желание сам. Когда он отрывает глаза от телефона и заходит в музей, в современных условиях это уже колоссальное достижение. И то, что музей возвращает детей из виртуальной реальности в обычную жизнь, в прошлое − это важно прежде всего.

− То есть, благодаря музею, история в буквальном смысле «оживает»…

− Да, сейчас с 11-м классом мы вплотную разговариваем об этом периоде, и они совершенно другими глазами смотрят на фотографии, соотносят с изученным материалом. Они иногда дают такие комментарии событиям, людям, процессам, что я просто поражаюсь глубине, совершенно недетскому осмыслению. Они осознают, через что пришлось пройти советскому народу, соотносят со своей жизнью: смогли бы мы сейчас преодолеть это и с такой честью и достоинством выйти из той страшной катастрофы, которая случилась с нашей страной?

У старшеклассников это не сухая подготовка к ЕГЭ, это ожившая история. Мы говорим о подготовке ко Второй мировой войне, о трудностях взаимодействия СССР с западными партнерами в 30-е годы, почему возник нацизм и так стремительно распространился, можно ли было этого избежать и что делать, чтобы он не вернулся. Много уделяем внимания тому, как избежать подобных мировых катастроф. В условиях современного мира это очень актуально. И они сами приходят к выводу, что не только известные исторические деятели, но каждый человек вносит вклад в будущее, каждый за него в ответе.

− Очень повезло ребятам в вашей школе, что у них есть такой учитель.

− Мы стараемся с ними разговаривать, разговаривать по-взрослому: не сюсюкать, не врать, не скрывать. В условиях огромного потока информации скрывать от детей невозможно ничего в принципе: какие-то факты они все равно найдут и сопоставят, зададут вопросы, поэтому нужно учить их рассуждать, отделять огромное количество информационного мусора, который связан с нашим прошлым, от правды. В этом я вижу основную свою задачу в современном преподавании истории, и музей наш тоже этому учит. Я им говорю: дети, именно в ваших силах, когда вы вырастете, сделать так, чтобы все это не повторилось никогда.

 

Exit mobile version