Как развивался музей, какие в нем есть интересные экспонаты и какие планы на будущее, рассказала его руководитель Надежда ХАЛИТОВА.
Когда позвал Магнитострой
– Официальной датой создания музея в Левобережном дворце культуры металлургов считается 1973 год, однако предыстория музея начинается в 1930-е годы, когда руководители стройки, люди достаточно грамотные, понимавшие значение и масштаб своей работы, инициировали сбор материалов. Более того, когда начались первые вскрышные работы на горе Магнитной, пошли находки, связанные с более древними периодами истории нашего края, и по приказу руководителя Магнитостроя Якова Гугеля была создана группа, которая отвечала за сбор этого материала, – рассказывает Надежда Ринатовна. – Однако в 1930-е годы был репрессирован первый руководитель музея Петр Петрожицкий, и коллекция была утеряна. По некоторым сведениям она находилась в бараке, который сгорел.
Один из самых старых экспонатов – бархатное знамя с вышитой канителью надписью «Магнитострой» относится к 1931 году, когда еще Магнитогорска не было на карте нашей страны.
К 1973 году, когда музей открылся в своем нынешнем помещении, уже была собрана новая коллекция, однако в ней есть объекты, которые перешли из научно-технического кабинета ММК, имевшего в советские времена ту же задачу – популяризация металлургической науки. Например, огромная действующая модель доменной печи 1953 года, самый старший из подобных экспонатов музея, привезена именно оттуда.
Немало других моделей было создано непосредственно для нынешнего музея и буквально встраивалось в его интерьер. Например, диорама «Гора Магнитная», которая показывает комплекс вершин до начала освоения. Есть здесь и тонкая нитка Урала, и краешек станицы. Юные естествоиспытатели любят проверить магнитные свойства лежащего на переднем плане куска железной руды посредством скрепок.
Не менее любима посетителями диорама «Площадка строительства Металлургического комбината летом 1931 года». Можно часами рассматривать фигурки строителей, каждый из которых занят своим делом, лошадей, машин, звонкие, устремленные ввысь конструкции строящегося производства.
Еще один впечатляющий макет – «Котлован 1-ой домны Магнитки». Его автор Иван Надеенко сделал немало таких моделей для музея ММК и треста «Магнитострой». На создание «Котлована» ушло 1,5 года, и устанавливал его сам автор в 1976 году. С тех пор макет продолжает работать и удивлять посетителей огромным количеством тщательно продуманных и выполненных деталей. Строители, роющие котлован, – люди разных национальностей. Вот узбек в полосатом халате, вот отдыхает, нагрузив полтележки, лапотник-крестьянин. Ведерки с водой, кружечки, и даже фонари, загорающиеся над работавшей круглосуточно стройплощадкой. Макет уже почти полвека пользуется неизменным вниманием всех поколений гостей. Рассказывают, что когда еще были живы участники тех событий, они в этих маленьких фигурках узнавали себя.
Интересных действующих макетов тут немало. Например, коксовая батарея. Сейчас технологии изменились, и новые батареи, которые сейчас строятся на ММК, более экологичны. Настанет день, и такие батареи можно будет увидеть только в музее. Здесь же можно узнать, какие еще продукты нефтехимии дает коксохимическое производство для промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.
Поражает гигантский макет ММК, со всеми цехами, линиями железных дорог, огонечками, изготовленный командой судомоделистов под руководством Анатолия Извекова.
Не прост был быт первостроителей, однако и в нем находилось место для радости, и куда уж без песен и танцев. Патефон 1930-х годов, один из тех, которыми награждали передовиков производства, долгое время был молчаливым, пока в музей не пришел человек, умеющий ремонтировать старинную технику. Самые внимательные и ответственные юные посетители получают почетное право завести патефон и послушать песню «Зовет гора Магнитная». А для студентов Магнитогорской консерватории расчехлили и другие пластинки, например, с произведениями Петра Чайковского.
– Если говорить о моих любимых экспонатах, то большинство из них намного старше меня, – говорит хранитель музея. – Есть вещи, которые меня восхищают и как музейщика, и как человека. Например, «Голова первостроителя» работы известного магнитогорского скульптора Анатолия Головатенко. Это собирательный образ строителя Магнитки. Посмотрите, какой у него волевой подбородок, нос с горбинкой, глубокая складка на лбу. Он в буденовке – возможно, прошел революцию, Гражданскую войну. Этот талантливый художник много работал с деревом, в нашей Картинной галерее есть немало его работ.
Музей хранит большую коллекцию картин известного летописца Магнитки, художника Георгия Соловьева. В них отображены приход первого поезда на Магнитострой, визит Серго Орджоникидзе в доменный цех, индустриальные пейзажи, есть здесь и портрет Григория Носова его кисти.
В каждом зале немало подлинных вещей, принадлежавших людям той эпохи, например, отливки из первого чугуна домен № 1 и 2. Есть копии плакатов, фотографий того времени и реплики реальных объектов, например, позорное знамя из рогожи, на котором писали название отстающей бригады и фамилию ее руководителя и вывешивали на видном месте.
Ботинки на деревянной подошве
Не меньше интересных экспонатов в зале, посвященном 1941-45 годам. Это личные вещи металлургов, прошедших войну, и тех, кто работал в тылу. Фотографии той поры немногочисленны: все же комбинат был закрытым оборонным объектом, но не менее красноречивы предметы. Вот радио, по которому магнитогорцы слушали сводки с фронта.
А вот массивный резной стол Григория Носова. Он был подарен легендарному руководителю ММК в 1946 году благодарными солдатами Красной Армии. Привезли роскошный дубовый трофей из Берлина, где по легенде стол украшал канцелярию самого Геринга. Однако проверить правдивость этой легенды пока не удалось.
Стол достоин Эрмитажа, но стоит в Магнитогорске. На нем подлинный каменный письменный прибор, принадлежавший директору, а вот коммутатор, по которому в том числе была прямая связь со Сталиным, – копия стоявшего в кабинете.
Большинство работников ММК в военные годы – женщины и подростки. В музее хранится подставка для детей, чей рост не позволял доставать до станка. Ремень с буквами РУ и ботинок на деревянной подошве – такие вместе с форменной одеждой выдавали воспитанникам ремесленных училищ. Резина шла на колеса для фронтовых машин, на подметки ее не хватало.
– Григорий Носов был руководителем, который смотрел в будущее, не на шаг и не на два, а на три вперед – говорит Надежда Халитова. – Он понимал, что в Магнитогорск эвакуировано более 30 предприятий с людьми и оборудованием. Война рано или поздно закончится, люди уедут, а оборудование останется. Кто будет работать? Поэтому он добивался, чтобы со всей страны сюда присылали юношей и девушек на обучение. После войны на Урале был страшнейший кадровый голод, а Магнитка успела подготовить смену, которая уже считала ее родным домом. Многие из них стали Героями Соцтруда.
Уже в 14-15 лет подростки шли они на комбинат. Многие прибавляли себе года. Как и во всей воюющей стране, в Магнитке было нормированное распределение продуктов. У неработающего подростка была норма – 200 г. хлеба, у работника завода – 800 г. Всем хотелось идти работать. Хотя и карточка, и наличие денег не гарантировало возможность получить кусок хлеба – застревали в снегах поезда с мукой, были проблемы с подвозом продуктов и летом.
Зачастую после смены не было сил идти до общежития, засыпали тут же, в цеху. Известный магнитогорский доменщик Алексей Шатилин, чья карьера как раз начиналась в годы войны, вспоминал, что «ремеслята» порой вчетвером не могли сдвинуть рычаг, который легко поворачивал взрослый, настолько истощены они были.
Особенно сложно было тем подросткам, что оказались в Магнитке без родителей. Григорий Носов обратился к женщинам с просьбой взять над ребятами шефство, навещать их в общежитиях, следить, чтобы не проедали карточки в первые же дни.
Была и другая сторона. К тому времени, как парень получал профессию, подходил его призывной возраст, и практически готовый специалист отправлялся на фронт. Чтобы этого избежать, уже во время практики воспитанников училища брали на работу, и к выпуску они уже имели разряд, который давал бронь.
Магнитогорцы собирали посылки на фронт, сдавали часть своей зарплаты на военные нужды. В экспозиции есть расчетные листы с вычетами на танковую колонну, бронепоезд, эскадрилью «Магнитогорский металл», в фонд обороны.
Интересна история меча, хранящегося в этом зале. В 1979 году готовилась процедура открытия монумента «Тыл-фронту» – ведь такого гиганта тканью не накроешь. В итоге решили, что работник ММК будет передавать меч командующему Уральским военным округом, как прообраз того меча Победы, что рабочий передает солдату на монументе. Виктор СМЕЮЩЕВ, участник тех событий, рассказывал: когда меч был выкован, так и просился какой-то камушек на рукоять, но предприятие, где он был создан, камнями не занималось. Объездили все ювелирные магазины, но ничего не нашли. И тут взгляд мастеров упал на запонки на рукаве Виктора, которые в итоге и украсили меч, в итоге, волею судеб, оставшийся в числе экспонатов музея.
День сегодняшний
После войны Магнитка выполняла не менее важные задачи по снабжению страны не только сталью, прокатом, метизами. Были и уникальные разработки. В музее хранится теневая маска кинескопа из тончайшей стали. После войны в СССР уже делали цветные телевизоры по японской лицензии, но тончайший, буквально прозрачный, прокат для этой детали приходилось покупать за валюту. Именно магнитогорские металлурги освоили прокатку этого сложнейшего профиля, сэкономив стране огромные объемы валютных средств.
В Магнитогорске есть памятник доменщику на улице Доменщиков, однако немногие знают, что прообразом его является скульптура, которая стоит в музее ММК. Скульптура датируется 1976 годом. Ее автор, Анатолий Головатенко, получив задание, побывал в доменном цехе и был впечатлен героической работой мастеров чугуна. Его доменщик стоит в полурасстегнутой спецовке – скульптору хотелось показать крепкие мышцы человека труда. Работа полна пружинной динамики, воспевает мужество и силу людей этой профессии.
Место напротив бассейна «Ровесник», где сейчас находится скульптура авторства Владимира МАСЛОВА, ждало своего часа долго. Здесь 25 лет стоял камень, предвещавший установку памятника. Герой Соцтруда, доменщик Евгений Стоянкин входил в конкурсную комиссию, которая выбирала лучшее произведение. Он вспоминал, что работ было много, но ни одной достойной. Тогда он вспомнил о скульптуре в музее ММК и привез людей сюда. Именно работа Головатенко была взята за основу будущего памятника. Однако есть и отличия – новый доменщик получил защитный щиток, скульптор сделал ему сощуренные глаза, потому что считал: иначе невозможно смотреть на огонь. А вечерняя подсветка, похожая на бьющие снизу снопы пламени, придает Доменщику интересное звучание.
Еще одна скульптура, хранящаяся в музее, – бронзовый сталевар. Подарок Магнитке от Эрика Хоннекера привезен в город специальным авиарейсом в 1989 году на 60-летие города. Бывший председатель Социалистической единой партии Германии в 1931 в составе интернациональных рабочих бригад участвовал в строительстве 1-й домны ММК и удостоен звания «Ветеран Магнитки».
Музей постоянно пополняется экспонатами, потому что история комбината продолжает писаться и сегодня. Например, регулярно пополняются фризы с портретами героев Соцтруда и героев труда России, лауреатов Государственной премии, премии правительства Российской Федерации. В этом году лауреатами государственной премии стали генеральный директор ПАО «ММК» Павел ШИЛЯЕВ и Павел СТЕКАНОВ, а Героем Труда России – председатель совета директоров ММК Виктор РАШНИКОВ.
Директор музея ММК Надежда ХАЛИТОВА:
– За 6 лет моей работы в музей приходили очень разные люди. Самый далекий гость был из Австралии – студент, который учится в Москве и хорошо владеет русским языком. На каникулах он целенаправленно приехал посмотреть на наш город и горно-заводской Урал. Был музейщик из Северной Европы. К нам приходят не только школьники, но и дошкольники, хотя наш научно-технический музей изначально не для них. Для малышей это первый поход, дающий понимание, как надо вести себя в музее и что здесь может быть интересного. Студенты МГТУ к нам приходят во время практики. Для них я даю тот минимум, который я обычно рассказываю посетителям, знакомым с курсом физики и химии, а потом преподаватель, к примеру, теплотехники сменяет меня и показывает молодежи на макете домны то, с чем они будут работать на производстве. На этих встречах я узнаю для себя много нового, а для студентов это возможность познакомиться с домной не только по учебникам или на огромном агрегате, но погрузиться в историю доменного производства, узнать о тех людях, которые работали на подобных агрегатах