«В СССР цинизма не может быть!» Советские критики испугались главного героя

Магнитогорск. Смотреть или не смотреть – вот в чём вопрос! Обсуждаем российские и советские фильмы в новой рубрике.

Кино всегда являлось мощным инструментом в борьбе за власть, культуру и… человека. Именно поэтому в советском кинематографе всё, что должно было дойти до зрителя, цензурировалось строгим образом. Иногда – справедливо, иногда – нет. Однако именно это и заставляло режиссёров искать необычное решение обычных проблем и постоянно экспериментировать. Попробуй обойди все острые углы!

Может, именно поэтому нам до сих пор сложно превзойти советское кино, ведь создатели его находились в беспрерывном развитии? Вопрос требует долгих размышлений. Начнём разбираться, пожалуй, с фильма, который так и не увидел широкий прокат.

 

Выпуск №4. «В четверг и больше никогда» (1977)

Анатолий Эфрос взял режиссёрские поводья ещё в начале 50-ых годов. Однако по-настоящему заявить о себе, как ни странно, молодому режиссёру-постановщику удалось в Центральном детском театре. В считанные годы Эфрос сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы. Далее были – «Ленком», Театр на Малой Бронной, Театр на Таганке и постановки в качестве приглашённого режиссёра в «Современнике» и других.

Анатолий Эфрос был руководителем главных театральных площадок и распоряжался судьбами лучших актёров страны. И как любой гений, разумеется, имел поклонников и недоброжелателей.

Последние значительно омрачили его жизненный путь, но не сломили в желании служить искусству! А потому, даже несмотря на непростой период в театральной карьере, в конце 70-ых годов Анатолий Эфрос решился на творческий эксперимент.

Эфрос всегда предпочитал современную драматургию, поэтому за идеей для своего фильма обратился к писателю Андрею Битову. Замысел истории появился у Битова после посещения заповедника в Красноярском крае. Там он познакомился с пожилой женщиной, которая выхаживала пострадавших от браконьеров оленей, медвежат, волчат и других животных.

Повесть «Заповедник» обрела под руководством Эфроса свой смысл и своё звучание – «В четверг и больше никогда».

С первых кадров зрителю приходится искать ответы на необычное операторское решение, что выбрал режиссёр. Общий план. Большая часть экрана отдана коридору. Он и она стоят на балконе спиной к зрителю. Остаётся угадывать их в коротком диалоге.

Он – Сергей, столичный врач. Она – Гражина, восходящая звезда оперы, его невеста. Затылки их дразняще молоды, а голоса – спокойны и ленивы. Как будто влюблённые уже успели устать от жизни и друг от друга.

Сергей собирается в поездку на свою малую родину в заповедник, где живёт его мать.

«Сегодня среда, завтра четверг. В пятницу – я уже дома».

Ясно, что Сергей не очень-то хочет уезжать, а уже думает о возвращении в Москву. Однако всё-таки отправляется в путь. Туда, где его очень ждут пожилая мать, которая вместе со своим супругом присматривает за нетронутой природой и отдаёт всю свою любовь животным, и юная девушка Варя, беззаветно влюблённая в одну только мысль о Сергее.

– Спроси у неё, он приехал? Только не говори, что я спрашивала – обращается Варя к работнику заповедника, отправляя его к матери Сергея.

–  А откуда ты знаешь, что он приедет?

–  Я сон видела.

Сергей, конечно, приезжает, и в мгновение ему удаётся разрушить вокруг себя всю ту нежность, которая годами создавалась вокруг его далёкого образа. Сергей оказывается настоящим циником, он оторван от своих корней и никого не любит. Да, он, безусловно, красив, кажется умным и талантливым, но неоднозначность его поступков пугает мать, она до конца не верит, что всё происходящее – правда. Он почему-то губит и собственную душу, и жизнь вокруг себя. Почему?

Ответ на этот вопрос, кажется, каждый должен найти не в главном герое, а в самом себе. Такое сильное впечатление оставляет картина, что после финальных титров следует тщательный самоанализ. «Освежить её в памяти» не хочется и спустя время. Такое откровение забыть невозможно!

Противоречивые чувства фильм когда-то вызвал и у художественного совета «Мосфильма».

Редколлегией отрицалась сама возможность существования в СССР такого характера и типажа, как Сергей. Такого сложного и такого страшного – абсолютно благополучного внешне и абсолютно жестокого внутри.

Картину не выпустили в прокат. И, наверное, зря. Эгоисты и циники существовали и существуют всегда и везде. И это – одна из самых весомых причин, почему стоит смотреть «В четверг и больше никогда».

Безусловно, смотреть стоит и из-за золотого актёрского состава. Олег Даль блестяще исполнил главную роль. Ему не то чтобы веришь, его и ненавидишь! Вместе с ним – Любовь Добржанская, Иннокентий Смоктуновский и Вера Глаголева создали настоящую до малейших штрихов реальную зарисовку из обычной жизни обычных людей. До того внимательно, тонко и вроде бы просто существуют в кадре персонажи картины! Во многом этом – именно заслуга режиссёра Анатолия Эфроса и его театрального подхода к нетеатральным вещам.

А это и музыка в исполнении легендарного композитора и пианиста Дмитрия Шостаковича, и композиция сцен и совершенно под иным углом выполненная операторская работа Владимира Чухнова, одним словом  – настоящее искусство и настоящее кино! Однозначную оценку которому давать сложно, но смотреть просто необходимо.

Читайте также: 

Выпуск №3. «Не забудь… Станция Луговая!» (1967)

Выпуск №2: «Любовницы» (2019)

Выпуск №1: «Громкая связь» (2019)

Exit mobile version