Магнитогорск. Смотреть или не смотреть – вот в чём вопрос! Обсуждаем российские и советские фильмы в новой рубрике.
Кино всегда являлось мощным инструментом в борьбе за власть, культуру и… человека. Именно поэтому в советском кинематографе всё, что должно было дойти до зрителя, цензурировалось строгим образом. Иногда – справедливо, иногда – нет. Однако именно это и заставляло режиссёров искать необычное решение обычных проблем и постоянно экспериментировать. Попробуй обойди все острые углы!
Может, именно поэтому нам до сих пор сложно превзойти советское кино, ведь создатели его находились в беспрерывном развитии? Вопрос требует долгих размышлений. Начнём разбираться, пожалуй, с фильма, который так и не увидел широкий прокат.
Выпуск №4. «В четверг и больше никогда» (1977)
Анатолий Эфрос взял режиссёрские поводья ещё в начале 50-ых годов. Однако по-настоящему заявить о себе, как ни странно, молодому режиссёру-постановщику удалось в Центральном детском театре. В считанные годы Эфрос сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы. Далее были – «Ленком», Театр на Малой Бронной, Театр на Таганке и постановки в качестве приглашённого режиссёра в «Современнике» и других.
Последние значительно омрачили его жизненный путь, но не сломили в желании служить искусству! А потому, даже несмотря на непростой период в театральной карьере, в конце 70-ых годов Анатолий Эфрос решился на творческий эксперимент.
Эфрос всегда предпочитал современную драматургию, поэтому за идеей для своего фильма обратился к писателю Андрею Битову. Замысел истории появился у Битова после посещения заповедника в Красноярском крае. Там он познакомился с пожилой женщиной, которая выхаживала пострадавших от браконьеров оленей, медвежат, волчат и других животных.
С первых кадров зрителю приходится искать ответы на необычное операторское решение, что выбрал режиссёр. Общий план. Большая часть экрана отдана коридору. Он и она стоят на балконе спиной к зрителю. Остаётся угадывать их в коротком диалоге.
Он – Сергей, столичный врач. Она – Гражина, восходящая звезда оперы, его невеста. Затылки их дразняще молоды, а голоса – спокойны и ленивы. Как будто влюблённые уже успели устать от жизни и друг от друга.
Сергей собирается в поездку на свою малую родину в заповедник, где живёт его мать.
Ясно, что Сергей не очень-то хочет уезжать, а уже думает о возвращении в Москву. Однако всё-таки отправляется в путь. Туда, где его очень ждут пожилая мать, которая вместе со своим супругом присматривает за нетронутой природой и отдаёт всю свою любовь животным, и юная девушка Варя, беззаветно влюблённая в одну только мысль о Сергее.
– Спроси у неё, он приехал? Только не говори, что я спрашивала – обращается Варя к работнику заповедника, отправляя его к матери Сергея.
– А откуда ты знаешь, что он приедет?
– Я сон видела.
Сергей, конечно, приезжает, и в мгновение ему удаётся разрушить вокруг себя всю ту нежность, которая годами создавалась вокруг его далёкого образа. Сергей оказывается настоящим циником, он оторван от своих корней и никого не любит. Да, он, безусловно, красив, кажется умным и талантливым, но неоднозначность его поступков пугает мать, она до конца не верит, что всё происходящее – правда. Он почему-то губит и собственную душу, и жизнь вокруг себя. Почему?
Ответ на этот вопрос, кажется, каждый должен найти не в главном герое, а в самом себе. Такое сильное впечатление оставляет картина, что после финальных титров следует тщательный самоанализ. «Освежить её в памяти» не хочется и спустя время. Такое откровение забыть невозможно!
Противоречивые чувства фильм когда-то вызвал и у художественного совета «Мосфильма».
Картину не выпустили в прокат. И, наверное, зря. Эгоисты и циники существовали и существуют всегда и везде. И это – одна из самых весомых причин, почему стоит смотреть «В четверг и больше никогда».
Безусловно, смотреть стоит и из-за золотого актёрского состава. Олег Даль блестяще исполнил главную роль. Ему не то чтобы веришь, его и ненавидишь! Вместе с ним – Любовь Добржанская, Иннокентий Смоктуновский и Вера Глаголева создали настоящую до малейших штрихов реальную зарисовку из обычной жизни обычных людей. До того внимательно, тонко и вроде бы просто существуют в кадре персонажи картины! Во многом этом – именно заслуга режиссёра Анатолия Эфроса и его театрального подхода к нетеатральным вещам.
А это и музыка в исполнении легендарного композитора и пианиста Дмитрия Шостаковича, и композиция сцен и совершенно под иным углом выполненная операторская работа Владимира Чухнова, одним словом – настоящее искусство и настоящее кино! Однозначную оценку которому давать сложно, но смотреть просто необходимо.
Читайте также: