Магнитогорск. Для немалого числа людей встреча дня входа Господня в Иерусалим сводится к покупке на стихийных рынках веточки вербы. А суть праздника им не понятна.
Между тем в этот день будут вспоминать торжественный вход в Иерусалим Иисуса Христа накануне его страданий. Великий двунадесятый праздник отмечают за неделю до Пасхи, в период самого продолжительного поста.
Священное писание гласит, что две тысячи лет назад Иисус из Назарета с помощью молитв и духовной силы вдохнул жизнь в тело умершего Лазаря, чем поразил собравшуюся толпу, уверовавшую в покровительство высших сил. Вскоре после этих событий Иисус решил посетить Иерусалим, чтобы показать своим последователям бесконечное могущество истинной веры. Народ «вечного города», узнав о его приближении, столпился у главных ворот и с радостным ликованием с листьями пальмы в руках встречал своего Спасителя. В древности жители Иерусалима именно так – ветвями финиковых пальм встречали своих царей и воинов после победы над врагом.
На Русь этот праздник пришел в Х веке. Вместо пальм, которые у нас не растут, народ берет в руки веточки вербы. Они имеют то же значение, что и пальмовые.
Почему именно верба? В это время только она первой распускает почки. Кроме того, вербе приписывали целебные и другие необычные свойства. По мнению верующих, верба способна предохранять человека от различных заболеваний и очищать его от нечистых, злых сил. Ее освященным веточкам приписывали и способность уберечь дом верующего человека от града, пожаров, остановить бурю. Ими хлещут детей, чтобы те были здоровы, и скотину, когда впервые выгоняют ее на пастбище.
Но силу имеют только освященные в церкви веточки вербы. Поэтому покупать ее у бабушек можно, однако после этого обязательно сходить с вербой на службу в Храм, отстоять службу и освятить. Стояние во время церковной службы с зажженными свечами и букетиком вербных веточек − это воспоминание о торжественном шествии Христа к своим близким страданиям.
По народным приметам и поверьям считали, что веточки освященной вербы обладают целебными свойствами, поэтому их ставили у кровати больного, прикладывали к больным местам, прикасались к людям для придания здоровья. Размолотые высушенные почки высыпали в целебные отвары, используемые в лечении кожных болезней и ран, добавляли в хлеб и выпечку, делали вербную кашу. Считалось, что верба придает физическую силу, мужество и смелость.
Во всех православных храмах Челябинской епархии вечером 20 апреля состоится всенощное бдение, утром 21 апреля – Божественная литургия.
Субботу, предшествующую Вербному воскресенью, называют Лазаревой. В этот день вспоминают чудесное воскрешение Лазаря из Вифании, которое Иисус Христос, согласно Евангелию, совершил накануне входа в Иерусалим. По церковным правилам, в Лазареву субботу дозволяется вкушение рыбной икры, а в Вербное воскресенье – рыбы.
На следующий день, 22 апреля начинается Страстная седмица − самая строгая неделя воздержания. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Каждый христианин как бы проходит вместе со Спасителем его скорбный путь ради того, чтобы иметь соучастие и в его воскресении, в победе Господа над смертью. Эти дни особенно важны, поэтому каждый из них принято называть великим.
Тех, кто не постился, но на последней неделе решил подготовиться таким образом к празднику Пасхи, представители церкви с радостью приветствуют и напоминают: как на протяжении всего Великого поста, так и в Страстную седмицу пост должен совершаться с рассудительностью и своей мерой для каждого.