В поиске образа. XIII Международный фестиваль оперного искусства открыла «Пиковая дама» Петра Чайковского
Магнитогорск. В недавней «пушкинской» премьере Магнитогорского театра оперы и балета, поставленной известным режиссером Филиппом Разенковым, приняли участие солисты «Геликон-оперы» Елена Михайленко (партия Лизы), Иван Гынгазов (партия Германна), солист «Новой оперы» и приглашенный солист Большого театра Анджей Белецкий (партия Томского). Накануне открытия «Вива опера» гости фестиваля встретились с журналистами.
Впрочем, Елена Михайленко здесь и в гостях, и дома одновременно, она − уроженка Магнитогорска, здесь училась в консерватории на дирижера-хоровика, в дальнейшем как дирижер окончила и аспирантуру. О собственном вокальном даре певицу заставило всерьез задуматься поступление на вокальное отделение Российской академии музыки имени Гнесиных. Хотя…
«С момента осознания себя как личности я однозначно понимала, что буду только петь, − говорит Елена. − Но поскольку дирижерская образовательная база более обширная, чем вокальная, понимала, что она мне очень поможет и пригодится. Поэтому выбрала именно это образование, что мне абсолютно не мешало петь. Я всегда была солисткой в хоре. «Переломило» меня поступление в академию Гнесиных, это стало для меня знаком. Я поняла, что не ошиблась в том, что буду петь».
А то, что певица не ищет легких путей, по ее признанию, дает ей большую внутреннюю наполненность. Надо отметить, что большинство героинь Елены Михайленко – сильные женщины с непростым характером. Лиза из «Пиковой дамы», нежное романтичное создание, на первый взгляд, выбивается из этого ряда. Но певице ближе как раз иная трактовка этого образа:
«Все-таки полюбить Германна, пронести в себе эту боль, принять эту любовь может только сильная женщина. Это сумасшедшая женщина, которая очень страстно любит», − уверена Елена.
Магнитогорская «Пиковая дама» поставлена в новаторском ключе, однако для солистов «Геликон-оперы», работающей под художественным руководством знаменитого Дмитрия Бертмана, кстати, учителя Филиппа Разенкова, эта стихия привычна.
«Мы приехали от Бертмана, − так и говорит Елена Михайленко. − Для меня он «альма-матер» и «альма-фатер». Смотрю его постановку и понимаю, в чем смысл, вижу причины, из-за чего все происходит. Он всегда находит из глубины что-то, на что мы вообще не обращаем внимания, всегда идет за смыслом».
«Он может сказать буквально одно какое-то слово, и у тебя, в принципе, будет «ключ» к произведению», − соглашается с Еленой молодой солист Иван Гынгазов.
А Анджей Белецкий, в прошлом тоже солист «Геликон-оперы», добавляет:
«Людей, которые на протяжении многих лет или десятилетий наблюдают за театральной жизнью Москвы, трудно чем-либо удивить. Мы часто видим у других режиссеров «собирательный образ», трансформацию увиденного и услышанного ими в Москве, пропущенного через себя и воплощенного на сцене. Поэтому во всех, безусловно, талантливых постановочных моментах Филиппа Разенкова я вижу тех режиссеров, которые очевидно повлияли на него. Мы работали с ним в «Новой опере», я знаю его стиль, его невероятную одаренность, его эрудицию и воспитание, которые здесь, я считаю, нашли очень хорошее воплощение».
В отличие от большинства партнеров по сцене, обучавшихся академическому вокалу в стенах консерваторий, Анджей Белецкий – выпускник ГИТИСа, вуза театрального, где он учился на артиста музыкального театра.
«Порой люди с потрясающим вокальным образованием приходят в театр, не зная его законов, с ними продолжают работать, но не всегда эта работа оказывается полезной для певца, не всегда он находит себя в театральной профессии. Потому что все-таки театр – это актерское начало прежде всего, − рассуждает Анджей. − Поэтому мне как человеку театральному было легко, окончив ГИТИС, сразу прийти в «Геликон-оперу». Первая моя партия была как раз в «Пиковой даме», тогда я пел Елецкого. Томского я бы еще не осилил ни по замыслу, ни по стилю, ни по исполнению».
Не легче доля исполнителя партии Германна, по выражению Елены Михайленко, одной из самых «кровавых» как по диапазону и тембральной насыщенности, так и по требуемому уровню драматического мастерства. Как говорит Иван Гынгазов, «у тенора нет простых партий». А Елена, постоянный партнер по сцене, заслуженно называет «верха» молодого певца, третий сезон исполняющего роль Германна, феноменальными.
«Пиковая дама» произведение настолько сложное, его можно бесконечно исследовать, все его мотивы, все темы, и в каждой постановке характеры можно трактовать по-разному. Для меня сейчас Германн такой, завтра он может стать иным», − признался Иван.
Приезд в Магнитогорск и был интересен известным вокалистам участием в ДРУГОЙ постановке оперы, возможностью иной трактовки образов, работы на одной сцене с другими артистами, общения с другой публикой в другом городе. Это всегда обогащает артиста.
В Магнитогорске гостей приятно удивил театр оперы и балета, но особо они отметили высокий профессионализм музыкантов симфонического оркестра оперы и ее блестящего главного дирижера Эдуарда НАМА.
«Здесь прекрасный зал, «домашний», создана интимная атмосфера, где можно донести до зрителя то, что невозможно передать, например, в Большом театре, «Новой опере» или «Геликон-опере», − подчеркнул Анджей Белецкий, который в этом зале ожидал встречи с благодарной и понимающей публикой. И наша публика эти надежды оправдала».