Мюзикл – это маленькая жизнь. В Магнитогорске прошли кастинги на участие в «Дубровском»

Магнитогорск. Отбор претендентов проводили в театре оперы и балета автор и продюсер мюзикла композитор Ким Брейтбург и музыкальный руководитель спектакля, его супруга Валерия Брейтбург.

Смотр сил

Смелое начинание – аутентичная постановка мюзикла Кима Брейтбурга на либретто Карена Кавалеряна «Дубровский» в Магнитогорском театре оперы и балета стала возможной благодаря средствам гранта главы Магнитогорска «Вдохновение». Громкая премьера, первая в своем роде, состоится в октябре.

Работа над спектаклем началась с приезда в наш город Кима и Валерии Брейтбургов, которые сформировали состав участников спектакля. В соответствии с западными традициями в постановках Брейтбурга именно продюсер определяет художественную концепцию спектакля.

Кастинг известного продюсера, явление редкое для Магнитогорска, проходил в продолжение двух дней. В первый руководители постановки просматривали выступления артистов театра оперы, включая хор и балет. На второй день состоялся «городской» кастинг, участие в котором могли принять все желающие. Приглашали вокалистов, студентов театральных и музыкальных учебных заведений, профессиональных актеров музыкальных и драматических театров. Прийти могли и люди без специального образования, обладающие хорошими вокальными и артистическими данными. Желающих попробовать силы набралось более тридцати человек.

Представить то, чего нет

Среди участников кастинга были как зрелые артисты, так и начинающие. Евгения Елагина, студентка театрального факультета магнитогорской консерватории, ранее окончившая музыкальный колледж по классу флейты, рассказала о себе:

«У меня нет вокального образования, я никогда не пела в хоре. Первые мои занятия по вокалу состоялись на театральном факультете. Мне говорили, что у меня хороший голос, и я решила попробовать».

Однако вокальные победы в судьбе Елагиной уже есть: в 2016 году она в качестве солистки большого студенческого ансамбля участвовала в Х Всероссийском конкурсе актерской песни имени Клавдии Шульженко, тогда ребята заняли третье место с цыганской песней «Невечерняя». Большой вклад в эту победу внесла именно Евгения Елагина, которая впечатлила жюри подлинным цыганским колоритом, вокальными и актерскими данными.

За плечами 24-летней конкурсантки Валерии Даниловой уже есть опыт работы в опереттах и мюзиклах Карагандинского академического театра музкомедии, сейчас она оканчивает Магнитогорскую консерваторию. Как артистка она заинтересовала руководителей постановки, однако успеху на кастинге мешала неопределенность дальнейших планов: Валерия пока не выбрала, в каком городе хочет работать.

Долго испытывали Ким и Валерия Брейтбурги одну из самых юных участниц кастинга Анастасию Маслюк. Хрупкая студентка второго курса факультета академического пения музыкального колледжа запела неожиданно низким надтреснутым голосом песню о драматичных переживаниях, затем, по просьбе руководителей, исполнила более динамичную композицию. Валерия Брейтбург беседовала с Анастасией об актерском мастерстве и просила разыграть сценку из «Дубровского», в которой Маша признается няне, что влюблена в Дубровского. Валерия Вячеславовна настаивала, чтобы при этом юная артистка вообразила себя в садовой беседке, ведь актерская профессия подразумевает умение «представить то, чего нет и никогда не было». Потом Анастасия пела под аккомпанемент Брейтбург песню «Ветер перемен» от лица главной героини мюзикла, затем «Полгода плохая погода», далее − «Так же, как все»…

Резюме от основоположника

Ким и Валерия Брейтбурги поделились с журналистами своими впечатлениями от прошедших кастингов и подвели итоги.  

«Труппа театра станет базовой основой для постановки мюзикла, − сообщил Ким Александрович. – Но это первый прецедент, когда этот материал ставится в театре оперы и балета. Его жанровая специфика такова, что большинство артистов владеют академическим вокалом. “Дубровский” же выходит за рамки этого формата. Здесь, как мы убедились, часть артистов владеет и элементами эстрадной манеры исполнения, которая нужна для мюзикла, а часть – нет. Кроме того, количество персонажей довольно большое, поэтому мы абсолютно обоснованно обратились к системе кастинга».

«Дубровский», мюзикл-ревю, построенный на принципах клипового мышления и жанровой эклектики, в котором мы услышим и неоклассические мотивы, поп- и рок-музыку, элементы R`n`B, подразумевает разные стили исполнения и игры, наличие мюзиклового голоса и даже, как говорят постановщики, «мюзиклового поведения». Редко на кастинги приходит абсолютно готовый мюзикловый артист.

«Есть несколько человек, которые нас заинтересовали, мы присматриваемся, будем думать, обсуждать», − говорят руководители постановки о результатах просмотра.

Валерия Брейтбург пояснила, почему она работала с молодыми участниками «городского» кастинга над сценами с участием главных героев спектакля:

«У нас есть актеры из театра, которые на эти роли определены, но мы, проводя кастинги, всегда подразумеваем, что придет “свежая кровь” − новые люди, которые будут органичны не только для этого спектакля, но, возможно, смогут войти в театр. Мы к этим ребятам присматривались, но в силу своего возраста они “тянут” только на главных героев, не могут играть возрастных персонажей».

Что касается впечатлений о прослушивании в целом, Ким Брейтбург отметил не очень отрадную тенденцию:

«Каждый второй из тех, кто выходил петь, делал один и тот же жест рукой. Это штамп, этот жест ничего не выражает. Он говорит об отсутствии индивидуального внутреннего посыла, о действиях в рамках какого-то стереотипа. Но мы-то ищем людей с яркой харизмой, индивидуальностью, со своим подходом и к жизни, и к искусству, нам важно, чтобы человек личность из себя представлял, а не был одним из миллионов, которые делают все одинаково».
«Как только появляется эта рука на первой же ноте, я теряю интерес, просто понимаю, что этот человек заурядный, − поддержала супруга Валерия Брейтбург. − Индивидуальность сразу проявляется в нетрадиционном сценическом облике, поведении, жестикуляции, мимике. Многие люди, которые приходят в шоу-бизнес, начинают кому-то подражать. Но нам не нужны дубли, нам нужны новые люди, которые придут и привнесут что-то свое. Были сегодня девушки хорошо поющие, но мы прощались с ними сразу, потому что у них нет качеств, которые дают возможность сыграть личность».

Продюсер рассказал и о том, как складывается обычно дальнейшая жизнь поставленных с его участием мюзиклов:

«Обычно мы за своими спектаклями следим, просим сообщать нам информацию о них, периодически присылать видео. Мы приезжаем на вводы артистов, чего обычно не бывает в театральной практике. Как правило, после одного-двух лет проката спектакль “разбалтывается” и уже не похож на то, что мы ставили в самом начале. Мы считаем, что становимся для театра партнерами и должны отвечать за свою часть производства, нацелены на то, чтобы спектакль как можно дольше жил в том качестве, в котором был поставлен. В соответствии с условиями контракта я имею право даже заменить любого артиста уже во время эксплуатации спектакля, если этот человек начнет нарушать систему, выстроенную в постановке. Как говорит Константин Райкин, спектакль уже с момента своего рождения начинает умирать, как и человек. Наша задача – продлить его молодость. Мы не хотим, чтобы часть жизни, которую мы проживаем, работая над ним, была потрачена напрасно. Хочу, чтобы произведение приносило радость людям и считаю, что в этом смысл нашей профессии. Мы много работаем, чтобы жизнь людей сделать чуть-чуть эмоционально насыщеннее, дать глоток оптимизма. Чтобы, придя в театр, они получили заряд положительных эмоций. Как говорят наши американские коллеги, театр должен людей преображать. Человек на этот момент должен преобразиться и жить тем, что происходит на сцене, слушать музыку, вникать в переживания героев, сочувствовать им. В эти два часа почувствовать себя человеком, у которого есть душа».

«Жизнь переменить»

«Для многих сегодня судьбоносная ситуация, хотя не все это осознают, − отметила, подводя итог кастингу, Валерия Брейтбург. − Если человек попадает в постановку, с этого момента начинается новый отсчет в его жизни, возможно, мы видим зарождение новой творческой судьбы. Поэтому мы очень внимательно, проницательно стараемся рассмотреть каждого человека, думаем, как ему помочь и сделать наш совместный труд полезным, интересным для всех участников».

Ким Брейтбург поделился воспоминаниями об одном из своих известных проектов:

«Когда мы подписывали контракты после программы “Народный артист” телеканала “Россия”, в них была фраза, написанная жирным шрифтом: “Внимание! Подписывая этот контракт, вы, возможно, измените свою жизнь”. Казалось бы, здесь происходит не столь значительное событие − в небольшом театре человек подписывает контракт на участие в мюзикле. Но этот момент, если человеку семнадцать лет, может стать краеугольным камнем всей его жизни. Через полгода работы в этом мюзикле, пролив море пота, рыдая за кулисами на репетициях, человек может стать другой личностью. Он может выйти с другим представлением о профессии и, в каком-то смысле, о жизни. Это маленькая жизнь, проживаемая за полгода».

Следующего приезда постановочной группы в опере ожидают в начале июня. Вместе с Валерией Брейтбург в Магнитогорске будет работать Николай Андросов, режиссер-постановщик и хореограф мюзикла. Тогда же будут окончательно определены исполнители отдельных ролей спектакля.

Мэтры эстрадного жанра

Ким Брейтбург широкую известность обрел в 1980-х годах как композитор и солист группы «Диалог», затем выступал продюсером известных коллективов, исполнителей и проектов телеканала «Россия» «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров». Брейтбург написал более 600 песен, которые исполнили Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Людмила Гурченко, Лариса Долина, Николай Басков, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров и другие известные певцы, а также ряд мюзиклов. Они с успехом идут в десятках театров России и зарубежья, их посетили более двух миллионов зрителей. Кима Брейтбурга считают одним из основоположников жанра эстрадного мюзикла в отечественной музыкальной традиции.

Валерия Брейтбург – доцент кафедры эстрадно-джазового пения Российской академии музыки имени Гнесиных, работала в популярных телевизионных проектах и со звездами отечественной эстрады Аллой Пугачевой, Лолитой, Валерием Меладзе, Лаймой Вайкуле и другими, среди ее учеников – Александр Панайотов, Алексей Чумаков, Руслан Алехно.

Брейтбурги внимательно следят за мировыми тенденциями, касающимися создания и проката мюзиклов, неоднократно бывали на стажировках на Бродвее, знакомились с методологией постановки бродвейского мюзикла. Некоторые из этих постановочных приемов они применяют в работе над своими спектаклями.

Exit mobile version