Исповедь учительницы-практикантки: «Теперь я знаю, кто такой учитель»

Сайт «МР» представляет проект «Исповедь практикантки». Наш автор – анонимный, но реальный человек – студентка МГТУ. Назовем ее Лизой. Лиза проходит практику в школе и рассказывает, как ей удается найти общий язык с подрастающим поколением. Какая она – современная школа – в серии репортажей.

– Guten Morgen, liebe Kinder!

– А разве не Tag, Елизавета Сергеевна?

– Ты что, Егор, 8 утра! Какой Tag?

Пятиклашки они такие – на каждую фразу найдут, что ответить. В этом их отличие от малышей. На первый взгляд, даже по росту третий и пятый классы одинаковые, но потом уже, когда внимательнее всмотришься в лица, одиннадцатилетние мальчишки и девчонки кажутся совсем-совсем взрослыми. Вот и я с ними по-взрослому. Так комфортно!

Учитель – Наталья Ивановна – мне доверяет и даже не контролирует. Я сама строю план урока, сама решаю, как мне с ними работать и что необходимо сделать. Неужто я всё делаю верно? И только потом я становлюсь невольным свидетелем разговора Натальи Ивановны и моей одногруппницы Даши:

«Я сама такая же, как вы, была. Я всё понимаю, поэтому вас и не трогаю. Всё придёт с опытом! Я бы всё равно вам всем в характеристике «отлично» поставила, если бы не Людмила Михайловна… Как там у вас с третьим классом?»

Вопрос риторический. У меня, если честно, плохо. В том плане, что с пятым классом я чувствовала себя учителем. Несмотря на их своенравный характер, с которым я, кстати, отлично справлялась, я для них – авторитет. Я для них и «Здравствуйте, Елизавета Сергеевна» и «Всего доброго, Елизавета Сергеевна». Мы были с ними тет-а-тет, то есть без вмешательств. А как можно контролировать ситуацию, если кто-то постоянно контролирует тебя и вмешивается в твой диалог с детьми? Ясное дело, дети слушаются своего учителя и ставят тебя, практикантку, под сомнение.

С Людмилой Михайловной я вся на нервах, один урок я импульсивная, другой – веду неуверенно и неинтересно. Оттого что в меня, и главное – мне – не верят. Куратор, учитель, а через неё уже и дети. Отпускаю ситуацию и уже совсем ничего не хочу.

«Лиза, ты пока не набралась мастерства. Девочкам Насте и Даше я ставлю за практику – “отлично”, а тебе… даже не знаю. Дай бог, что “четыре” нарисую, но не знаю, не знаю. Понедельник у нас – последний день. Отведи два урока последних, прояви себя…»

Киваю. Но точно знаю, что ничего отводить не буду. Себе я уже всё доказала, а ей? Какой смысл, если она не хочет меня принимать. Договариваюсь с девочками, прошу, чтобы последние уроки отвели они. Сегодня воскресенье. Как буду объясняться завтра – не знаю. Может, опоздать или совсем не приходить? Некрасиво… Вспоминаю своих пятиклашек «а» и «б», скучаю по ним и люблю. Да я всех люблю и третьеклашек тоже! Дети – они чудесные, и ни в чём не виноваты. Вот что должен всегда помнить учитель, и быть добрым! Это самое главное. У нас, оказывается, как у врачей, главная заповедь – не навреди!

Exit mobile version