Магнитогорский академический драматический театр имени Пушкина раскрыл тайну трех карт

Но принесло ли это знание счастье, свободу, удачу или покой кому-то из героев мистического квеста «Пиковая дама» (16+) в постановке петербуржца Ильи АРХИПОВА? Пожалуй, тайна выигрышных карт становилась для каждого из ее обладателей проклятьем. А причудливое переплетение сюжетов повести Пушкина и одноименной оперы Чайковского в сочетании с оригинальными местом и временем действия придали новое звучание и новые оттенки смыслов этой истории. Санкт-Петербург начала двухтысячных, грязный и разрисованный подземный переход, странноватые персонажи с неоновыми цветами в костюмах – почему бы и нет? На то он и вечный сюжет, чтобы быть актуальным во все времена. Но особенно – когда богатство и успех, увы, становятся чуть ли не единственным мерилом человека, затмевая все разумное, доброе, вечное – любовь, дружбу, саму душу и бесценную жизнь человеческую.

Подземный переход, в котором разворачивается действие, по замыслу режиссера, стал символическим переходным пространством между подземным миром мертвых и надземным миром живых. И графиня Томская – Пиковая дама, жутковатый полуинфернальный персонаж, блестяще воплощенный актрисой Мариной КРЮКОВОЙ, по сути, уже не принадлежит миру живых. Не только потому, что находится в глубоко преклонном возрасте, когда в человеке умирает даже инстинкт самосохранения. Графиня, обладая богатством и тайной трех карт, невольно становится олицетворением смерти души человеческой, как «добыча» привлекая жаждущих наживы и готовых поступиться всем святым ради заветной цели попасть «из грязи в князи».   

Магнитогорский академический драматический театр имени Пушкина раскрыл тайну трех карт

В эту роковую манию оказывается втянутым Герман (актер Павел МАХЛИН), у которого в сценическом воплощении, пожалуй, трудно запозодрить «душу Мефистофеля», упомянутую Пушкиным. Скорее, это довольно инфантильный, слабовольный и закомплексованный, вполне типичный для нашего времени представитель молодого поколения, этакий «вечный мальчик». Герман не смог противостоять обстоятельствам, и в результате наложения двух сюжетов его ожидала двойная расплата за содеянное. По Чехову, появившийся на сцене пистолет должен был непременно выстрелить…  

В этой истории жаль всех. И графиню Томскую, и жизнь, и смерть которой были ужасны, и Германа, жестоко наказанного судьбой, и Лизу (актрисы Алена ЗУБОВА, Дарья СПИРИДОНЕНКО), вечную «бедную Лизу», жертву обстоятельств, «торопившуюся жить» и «спешившую чувствовать», но жестоко обманутую в своих ожиданиях. Смерть графини, которую, как тень, сопровождала Лиза, выполнявшая все ее капризы, не стала для воспитанницы освобождением, сулившим счастье. В финальной сцене мы видим «реинкарнацию» – Лизу в платье дамы пик. Похоронив свою любовь вместе с яркой одеждой, она облачилась в цвета смерти и быстро «вошла в роль» – за ней, как некогда за ее благодетельницей, торопливо следует приживалка с пакетами покупок.  

Довольно обширный символический ряд «Пиковой дамы», так же, как характеры и судьбы героев спектакля, оставляют каждому зрителю простор для размышлений. Бесконечные титры на экране, неваляшки, силуэты, песни уличной певицы Прилепы (в изумительном исполнении Лиры АНДРЕЕВОЙ (ЛЯМКИНОЙ), цвета и визуальные эффекты каждый волен интерпретировать по-своему, извлекая разные выводы из поучительной истории. Как отметил Илья Архипов, его спектакль «нравственно не безопасен, но эстетически безупречен». При всем драматизме «Пиковой дамы» в постановке много юмора, гротеска, красивой музыки, ярких цветов и зажигательных танцев.

Напомним, вместе с известным режиссером Ильей Архиповым на магнитогорской сцене работала высокопрофессиональная команда постановщиков. В ее составе были хореограф Никита БОРИС, сценограф Станислав НИКИТИН, художник по костюмам Алена ПЕСКОВА, художник по свету Татьяна ЯЦЮК, а также художник по гриму Максим МЕДОВЫЙ – популярный блогер-миллионник, участие которого привлекло к «Пиковой даме» внимание молодых зрителей, а давних поклонников театра заставило изрядно помучиться, пытаясь узнать в гриме известных магнитогорских актеров.

В первый премьерный день своими эмоциями от спектакля поделился и глава Магнитогорска Сергей Бердников.

«Великолепная премьера, очень оригинально, у режиссера интересное видение произведения. Очень богатые костюмы, декорации, все сделано на высшем уровне. Я знал, что это будет необычно, но специально до начала просмотра не интересовался, как именно будет реализовано. Поэтому смотрю вместе со всеми первый раз», – рассказал Сергей Николаевич.

Exit mobile version