Да будет «Джаз»! В Магнитогорском театре оперы и балета работают над мюзиклом на сюжет голливудского хита

«В джазе только девушки» (16+) на музыку Владимира БАСКИНА и либретто Евгения МУРАВЬЕВА обещает стать беспрецедентным по масштабам спектаклем. Чтобы явить зрителю настоящую «бомбу», на магнитогорской сцене собралась мощная команда московских постановщиков – известный режиссер Алла ЧЕПИНОГА, хореограф Сергей МАНДРИК – педагог звезд российской и зарубежной эстрады, художник-сценограф Виктория ХАРХАЛУП. Над музыкальной частью скрупулезно работают московский аранжировщик Михаил КРИВИЦКИЙ, дирижер-постановщик Кирилл КОЧЕТКОВ, хормейстер-постановщик Татьяна ПОЖИДАЕВА. Премьера состоится 11-14 октября.

Мечты сбываются

– Один из номеров мюзикла называется «Мой любимый мужчина» – Душечка делится со своей новой подружкой Джозефиной – как мы знаем, переодетым Джо, своими мечтами о миллионере, непременно в очках и с яхтой. У нас очень иронично решен этот номер, потому что к точной формулировке, чего же все-таки она хочет, Душечка идет довольно долго. У нее масса претензий, она ставит немыслимые планки. И она в итоге встретила такого, как «заказывала», только что за этой личиной стоит? Для меня, наверное, это самый главный посыл в спектакле: бойтесь своих желаний, иногда они могут случиться… И знаем ли мы, что нам действительно нужно? – рассказала Алла Чепинога о замысле мюзикла.

Обстоятельства заставляют персонажей «В джазе только девушки» действовать нестандартно, а любое нестандартное решение становится интригой для зрителя. Например, решение героев после встречи с гангстерами не обращаться в полицию, а переодеться в женщин свидетельствует об их готовности к приключениям.

Кроме того, режиссер с согласия автора несколько изменила либретто. Магнитогорский спектакль задуман как реконструкция, процесс съемок черно-белого фильма – в этом его эксклюзивность, и это помогло еще больше наполнить постановку юмором и событиями.

При этом сценическое оформление не будет только черным и белым – будет и бесконечное множество оттенков серого, и великое многообразие фактур – железо, пайетки, блестки, серебро. Кстати, фильм «В джазе только девушки» снимался уже в эпоху цветного кино, но пробы в цвете не понравились создателям. На сцене будет убедительная реконструкция эстетики 1930-х годов.

Действие будет происходить в кинопавильоне, нас ждет более шестидесяти вариантов съемочных локаций, задумано около тридцати смен декораций. «Кадры» будут сменять друг друга довольно динамично. На сцене будут работать монтировщики, реквизиторы, осветители – реальные работники служб театра. Все, кто обычно скромно довольствовался закулисьем, будут представлены на сцене. Возможно, в конце спектакля для них будет предусмотрен отдельный поклон, и зрители, наконец-то, смогут выразить благодарность «бойцам невидимого фронта».

Все лики джаза

В спектакле 23 музыкальных номера и целый фейерверк различных направлений – симфоджаз, джазовые баллады, диксиленд, блюз, босанова. Легкая, приятная музыка заставила немало потрудиться наших певцов и музыкантов, которым пришлось осваивать новые жанры.

– Уникальность артистов этого театра в том, что они не зашорены, готовы открывать для себя разные музыкальные стили, – говорит Алла Чепинога. – Мелизматическое пение, секунды, хроматические гаммы стилистически отличают музыку спектакля от всего того, что они раньше исполняли. И артистам это интересно, они углубляются, «варятся» в этом материале.

В двадцати номерах мюзикла задействован хор театра, особенно большая нагрузка легла на женскую часть. Сложность, говорит хормейстер Татьяна Пожидаева, в том, что партитура спектакля менялась в процессе работы – режиссер приняла решение изменить многие номера: где-то увеличить проигрыш или вокальную партию, где-то, наоборот, сократить. Каждого номера в театре ждали, как «из печки пирожка» – их поочередно готовил и высылал Михаил Кривицкий. Тут же распечатывали партии, и дирижер, хормейстер, музыканты симфонического оркестра, солисты и артисты хора начинали подробный разбор.

– Эта музыка для нас достаточно сложная, – говорит Татьяна Пожидаева. – Это непростые гармонии, аккордовая фактура, иногда и неожиданное звучание. Приходилось каждую нотку вымерять, высчитывать, правильно ли все написано. В готовом виде все это звучит легко, ярко, красиво и как будто просто. Но это результат большого кропотливого труда. Мне пришлось и молодых солистов подготовить к приезду постановщиков.

При этом в общую картину гармоничной синхронизации хора и солистов умудрились вписать и фрагменты джазовой импровизации – острые гармонии, ритмические рисунки, разумеется, это возможно, только когда солист поет один.

– В спектакле очень яркая, зажигательная музыка, есть и красивые медленные мелодии. Материал хорошо ложится на слух, зачастую слышатся какие-то знакомые мелодические обороты. В спектакле, безусловно, множество хитов, – рассказала Татьяна Пожидаева. – Кроме того, хореограф-постановщик Сергей Мандрик ставит необычную хореографию, непривычную для нас, в которой какие-то элементы идут на слабые доли в музыке.

Танцев с лихвой досталось всем участникам спектакля.

– Мне хотелось окунуться в те времена, но не идти банальным путем и делать примерно так же, а все-таки немного стилизовать хореографию на современный манер, – рассказал Сергей Мандрик. – Мы попытались выдержать стилистику на протяжении всего спектакля, не нарушить его эстетику, но все равно сделать это «на новый лад», с современными акцентами, манерой. Думаю, в обрамлении света, звука, костюмов, красок, когда все «обживутся» в спектакле, это будет «огонь».

В целом за двухнедельный репетиционный период были поставлены 22 танцевальных номера. 

– Это полноценные большие номера, в которых задействованы солисты, бэк-вокалисты, хоровой сегмент, балетные артисты, миманс, – рассказывает одна из исполнительниц роли Душечки Мария МЕНЩИКОВА. – Это огромный пласт работы, очень-очень сосредоточенной и разнообразной. Эта насыщенность передастся спектаклю – динамичному, яркому, музыкальному, очень красивому и стильному, погружающему зрителя в атмосферу 1920-30-х годов. Будут стилизованные платья, декорации, старые кинокамеры, световое оборудование.

После «Парижских тайн» артисты ждали новой возможности поработать с Сергеем Мандриком, мастером акцентов, мелких деталей в хореографии, благодаря которым некоторые номера мюзикла получились невероятно «бомбическими» – среди таковых можно назвать «Мой любимый мужчина», «Карты, деньги, два ствола», «Все хотят одного». Адаптировать движения к женским образам помогала ассистент хореографа, полноценное «продолжение» Сергея Мандрика Ксения ДЕНИСОВА – великолепный профессионал с опытом участия в известных телепроектах. Ксения наглядно демонстрировала, как должны выглядеть те или иные движения в «женственном» варианте. «Мой любимый мужчина», например, полностью построен на женственности, плавных изгибах, мелких акцентах.    

– Постановочный процесс идет гораздо быстрее, когда есть ассистент, танцующий на сцене, и взгляд хореографа со стороны, из зала, – говорит Мария Менщикова. – Эта система очень здорово работает. Мы впервые получили такую практику. Вообще мюзиклы очень сильно прокачивают артистов в плане движения, особенно это коснулось хоровых артистов. Наша жизнь, начиная с приезда Кима и Валерии БРЕЙТБУРГОВ и постановки мюзикла «Дубровский» в 2019 году, сильно изменилась. Если бы десять лет назад мне сказали, что мы будем в театре оперы и балета репетировать с 10 до 21 часа, я бы не поверила. На «Дубровском» было по четыре прогона в день, и попробуй, наври! Сыграть нужно «до мурашек». И сейчас, даже приступая к классическому репертуару, мы иначе поем партии, они получают новое звучание даже после двадцати лет исполнения.

Exit mobile version