Школьник из Магнитогорска побывал на Северном полюсе на мощнейшем ледоколе

Перед самым началом учебного года ученик Магнитогорского многопрофильного лицея Максим Шепелев побывал на Северном полюсе. Вместе с ним в полярную экспедицию отправились 86 детей и подростков – победителей олимпиад и интеллектуальных конкурсов из 41 региона России. Сразу же после возвращения юный путешественник поделился с нами  впечатлениями о далеком крае белых медведей и бесконечных льдов.

Отправиться в далекий рейд, как уже писала наша газета,  юному магнитогорцу помогла победа в детском научно-просветительском проекте Росатома «Ледокол знаний». На Максима Шепелева и Маргариту Коршунову из Южноуральска  была возложена  важная миссия – сфотографироваться на Северном полюсе с флагом Челябинской области. Об успехе этой акции свидетельствовала сделанная в точке схождения меридианов (90 градусов северной широты) фотография, где был развернут  символ нашего региона с изображением верблюда. Сертификат с эмблемой Росатома подтверждал, что наш юный земляк 19 августа достиг  Северного полюса на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Школьник из Магнитогорска побывал на Северном полюсе на мощнейшем ледоколе

– Флаг Челябинской области уже четвёртый раз побывал на Северном полюсе.Это тот самый, за которым я ездил в Челябинск и получал его из рук заместителя губернатора Челябинской области Ирины Гехт, – с гордостью показывает юный полярник большое красно-желтое полотнище. – Скоро повезу его обратно и буду передавать следующим полярникам. Этот проект, предоставляющий каждому ребенку в России большие  возможности, будет продолжаться. 

– Максим, вы следовали по Северному морскому пути на мощнейшем в мире ледоколе «50 лет Победы». Что можешь о нем сказать?

– Мы были поражены  красотой и величием нашего ледокола. Самая нижняя палуба предназначалась для нас, участников экспедиции. Здесь мы ходили от жилых кают в кормовой салон, где проходили все выступления и праздники. Над нами, как показала экскурсия, было еще семь этажей. Наверху располагались три жилых мостика, в том числе капитанский. В смотровом салоне было несколько окошек – сюда можно было прийти  в любое время и посмотреть, как наш ледокол крошит лед. Или с нашими любимыми вожатыми и кураторами выйти на палубу и уже под завывания ветра прочувствовать всю романтику Севера.

Утреннюю зарядку мы делали на площадке, где обычно паркуются вертолеты. Здесь же проводили различные флешмобы. Например, в День флага Российской Федерации мы выстроились соответственно его цветам: линия кураторов – в синих куртках, дети – в красных, полярники были в белых футболках, и все мы махали флагами Российской Федерации.

– Десять дней вы провели в морском путешествии. Достаточно ли комфортно себя чувствовали?

– Да, каюты были большие,  с кондиционером, вентилятором и уборной с бесконечным смывом. В каюте мы жили по двое: один человек спал на откидной кровати,  другой – на диване. Моим соседом был Артем Бусыгин из Иркутска. Я с ним, можно сказать, все лето провел – ездил в «Океан» по одной и той же программе и в  «Артек». А познакомились мы с ним на финале «Большой перемены» в прошлом году, это было тоже в «Артеке».

В каютах были свои телефоны, и мы могли общаться между собой. Я одним из первых узнал, что перед номером каюты надо набрать определенный код, ввести на стационарный телефон и делать звонок. Когда шли обратно, интернет-связь у нас появилась только в Кольском заливе. И сразу же пришло множество сообщений, в  том числе от учителей, с вопросом: «Максим, ты где?» «На   Северном полюсе», – отвечал я.

– Как обычно проходил ваш экспедиционный день?

– Будили нас по утрам в 7.30 по громкой связи, заодно делали все объявления. Но мы просыпались в 7 часов, чтобы успеть сходить в библиотеку с  небольшим кафе, где можно было купить горячий шоколад, и, самое главное, записаться на мастер-класс перед завтраком. Еда  была разнообразной и питательной – шведский стол. Можно было также  заказать что-то вкусное у официантов – к примеру,  тортики или мороженое.

Вообще расписание было очень загруженное. Каждый день проводились по три-четыре лекции.  Наши эксперты, ученые и популяризаторы рассказывали, как   устроены атомные ледоколы и ядерные реакторы, об искусственном интеллекте, квантовых компьютерах, лазерах, 3D-печати, атомных технологиях и роли Северного морского пути в развитии Арктики. Об особенностях работы на атомном ледоколе мы узнали от капитана судна Дмитрия Лобусова. Это было очень интересно.  Понравились нам и мастер-классы. Самым популярным стала лепка белых медведей из глины. Туда рвались абсолютно все, и мы зафиксировали рекорд по самому большому количеству слепленных из глины медведей.

– Какие ощущения были, когда вы достигли самой заветной точки вашего путешествия?

– На Северном полюсе мы высадились на огромную льдину, толщина ее была настолько большая, что даже наш мощный ледокол смог на нее запрыгнуть и не провалиться.  На улице в этот день было минус шесть градусов, но ощущались они как 20-градусный мороз. Потому что со всех сторон дует ветер,  ты стоишь на огромной льдине и кругом океан.

На Северном полюсе мы сделали новый рекорд – стали участниками самой северной лекции. Заслуженный полярник Виктор Боярский прямо на льдине рассказал нам, как он ходил на Южный и Северный полюса, про своих друзей, какую бесценную помощь в этих путешествиях оказывают ездовые собаки, привел интересные факты из истории покорения Арктики. Нам еще повезло, что в этот день светило солнце и не было  метели. Когда мы делали общую фотографию на льдине,  пришлось даже немного прищуриться, потому что было больно смотреть. Северный полюс на ледоколе  мы пересекали несколько раз, сделали всего три круга. И на память об этом событии каждому из нас дали фрагмент большой ленты с логотипом Росатома.

– Какие юбилейные даты, связанные с Севером, вы отметили в своем путешествии?

– Во время нашей экспедиции исполнилось 90 лет Северному морскому пути, и у нас проходила лекция, посвящённая этому юбилею. Еще одна дата – 150 лет со дня открытия Земли Франца-Иосифа, где мы провели целый день. Здесь можно было посмотреть на бухту Тихая – именно сюда пришли первые полярники. Из всей экспедиции мне больше всего понравилась Земля Франца-Иосифа, потому что это было самое живописное место на нашем пути. Когда мы шли на Северный полюс,  видели вокруг себя один лед, однообразную картину нарушали только трещины во льдах. Здесь царил полярный день – было светло 24 часа в сутки. А вот на земле Франца-Иосифа уже начались закаты – появились новые пейзажи с горами, деревушка – первое поселение полярников. И конечно же моржи.

– А белых медведей вы не видели?

– Когда высаживались на Северный полюс, мы заметили в километре от нас сотрудников «Русской Арктики» с ружьями, которые охраняли нас от белых медведей. Говорят, что участникам  первой экспедиции они помешали  долго находиться на льдине. Чтобы увидеть главных обитателей Арктики, наш ледокол по пути к Земле  Франца-Иосифа развил большую скорость. В итоге мы обнаружили двух белых медведей –   маму и ее сына-подростка, к которым мы подплыли довольно близко. Нам показалось, что детеныш нам подмигнул и помахал лапкой. Было интересно также наблюдать за дельфинами и редкими арктическими птицами.

Были ли еще какие-нибудь интересные знакомства?

  – Да, в пути мы встретили участников еще одной – французской экспедиции на Северный полюс, только она была коммерческая. Их судно «Комендант Шарко» было немного поменьше нашего, но люкс-класса.  Там были русские, и мы приятно пообщались друг с другом. А еще нам разрешили подойти к полярной дрейфующей станции «Северный полюс – 41» – это такая платформа  и рядом с ней еще один ледокол,  который ее оберегает и контролирует. Мы стали единственными участниками за четыре экспедиции, кому дали возможность посмотреть эту станцию вблизи. Я ее даже сумел сфотографировать.

  – Максим, если говорить об итогах вашего путешествия, что  показалось тебе главным?

– Добрая атмосфера, которая царила на нашем судне. «Ледокол знаний» – это в первую очередь про людей, потому что каждый из них уникален и может рассказать что-то свое. Мы общались с видными учеными, к которым можно было просто подойти  и  пообщаться. Мне даже довелось вместе поужинать с чемпионом мира по быстрым шахматам Сергеем Карякиным, который фиксировал все наши рекорды. Один из них был установлен как самая северная шахматная партия. Наши эксперты с удовольствием делились своим опытом и давали обратную связь на интересные начинания ребят и их проекты.

24 августа под торжественный гудок ледокол «50 лет Победы» пришвартовался в порту Мурманска. Среди встречающих был  генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, который   назвал участников проекта «Ледокол знаний» будущей интеллектуальной элитой нашей страны. Сейчас эти ребята впитывают разнообразные знания, а потом будут двигать вперед отечественную науку. Все участники экспедиции получили на прощание флешки с презентацией  арктического путешествия – в своих школах и колледжах они теперь смогут рассказать об уникальной научной экспедиции и возможностях, которые открывает проект «Ледокол знаний».

P.S. Буквально на следующий день после окончания экспедиции Максим Шепелев принял участие в полуфинале Всероссийского конкурса «Большая перемена» в Мурманске. Попадет ли он в финал, станет известно после 20 сентября.

 

Exit mobile version