Первые садоводы Магнитогорска советовались с Иваном Мичуриным, как выращивать яблоки

Под занавес садового сезона в фойе Магнитогорского историко-краеведческого музея открыта выставка «Первые садоводы-селекционеры Магнитки».

Продуваемая ветрами степь, в которой в начале 1930-х годов строился Магнитогорск, была не лучшим местом для разведения садов. И все же первостроители, приехавшие из разных уголков страны, мечтали о цветущем городе-саде. Особенно скучали по пышным садам выходцы с южных территорий. Первые саженцы плодовых деревьев везли в Магнитку из Крыма, Краснодарского края, Украины, высаживали у бараков. Но южные деревца не выживали суровой уральской зимой. И в 1931 году магнитогорцы обратились с письмом к самому авторитетному селекционеру страны Ивану Мичурину, попросив его совета.    

– Мичурин ответил магнитогорским садоводам, что дело это очень трудное, долгое, но возможное. Он ободрил наших садоводов, но написал, что нужно выращивать не южные сорта, а начинать выводить местные, и лучше всего это делать, сажая семена, а не черенки, – рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея Людмила СИНЯГИНА. Чаяния первых садоводов поддержал и нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе, сказавший, что магнитогорские сады «будут полыхать яблоневым цветом» и выславший в Магнитку вагон яблок в подарок.

В 1934 году трое посланников нашего города побывали у Мичурина, тогда завязалось сотрудничество с мичуринским научно-исследовательским институтом, который в помощь магнитогорским садоводам прислал своих специалистов, организовавших здесь плодово-ягодный опорный пункт. Агрономом был Борис Скатаров, в 1939 году его сменила Галина Нужнова.

Первым в 1935 году посадил приусадебный сад Порфирий Бурдов – на его участке росли тополь, акация, сирень. Агроном Скатаров предложил Порфирию Федоровичу заменить их на яблони, крыжовник, смородину. Борис Николаевич рассказал о старике Мичурине и творимых им чудесах. И Бурдов «заболел» садами, потерял покой, ездил в Челябинск за саженцами. Сначала его преследовали неудачи, но он продолжал работу. С 1938 года Порфирий Федорович занимался селекцией, следуя советам Мичурина. Тогда весть о его садике разнеслась по городу, он стал хорошей наглядной пропагандой садоводства. Порфирий Бурдов, увлеченный энтузиаст, ездил в Башкирию, Верхнеуральский и Кизильский районы, отвозил туда саженцы.

Бурдов стал инициатором организации первого кружка мичуринцев-садоводов в Магнитогорске. Кружок начал работу в 1936 году в поселке имени Горького, жители которого с большим вдохновением принялись озеленять свои участки по примеру рабочих Донбасса. Вскоре ячейки кружка появились во всех поселках, с энтузиазмом восприняли идею в поселке имени Дзержинского – там жил садовод-активист Матвей Мельников. Надо сказать, что первые садоводы были ударниками труда и на предприятиях, где работали, многие из них впоследствии сражались на фронте во время Великой Отечественной войны.

Порфирий Бурдов был также у истоков коллективного садоводства – ходил в завком комбината, убеждал руководителей, что необходимо организовать рабочее садоводство, коллективный сад металлургов. Однако когда, вняв его уверениям, собрали рабочих второго мартеновского цеха для обсуждения организации сада, в зале раздался смех, многие встали и ушли – мало кто верил тогда в возможность рабочего садоводства. Но председатель собрания зачитал слова Мичурина, написанные им еще в 1915 году в журнале «Человек и природа»: «Хотелось бы развести сады между станицей Магнитной и станцией Карталы, где высокое стояние солнца позволяет вырастить плоды высокого качества», и участники собрания задумались. Первыми в садовое товарищество записались 117 человек, его агрономом стал Платон Замахаев.

Первых садоводов ждали большие трудности. Поначалу добираться до сада приходилось несколько километров пешком, воду нужно было нести на себе. Руководство комбината запрещало брать воду для садов в заводском пруду, а первый секретарь горкома КПСС заявил, что члены партии, записавшиеся в сельхозорганизацию, будут исключены из рядов коммунистов… Но никакие трудности не сломили наших садоводов, которые уже в 1939 году приняли участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Велика заслуга в развитии садоводства в Магнитке Всероссийского общества охраны природы – городское отделение этой организации также появилось благодаря Порфирию  Бурдову, кстати, внештатному корреспонденту и сотруднику общественной приемной «Магнитогорского рабочего».

В экспозиции музея представлены многие памятные экспонаты. Например, помологические карточки садовода Георгия Афонина с описаниями новых сортов. Составляли эти карточки агрономы после заключения комиссии, определявшей вкусовые качества, лёжкость и другие характеристики полученных плодов. Сорта супругов Афониных пользовались популярностью – об это говорят запросы различных организаций, приходившие в их адрес. В 1957 году Карагандинский ботанический сад просил садоводов-опытников выслать черенки яблонь сортов «Магнитогорское карминное», «Магнитогорское осеннее», «Магнитогорское янтарное», «Магнитогорское медовое», «Магнитогорское десертное», описанные в журнале «Агробиология» №4 за 1955 год. «Магнитогорское десертное» запрашивало также Управление садоводства и питомнических хозяйств минсельхоза Башкирской АССР.

Элитные сорта создавал Алексей Дьяков, один из них – «Магнитогорское зимнее», в народе известное как «Девятка» – получил авторское свидетельство.

– Мне удалось застать в живых Алексея Георгиевича, он прожил 95 лет, – вспоминает Людмила Николаевна. – Когда мы приехали к нему в сад в мае, он подарил нам по кульку этих яблок. В мае они все еще были как свежие!

Интересна история появления сорта «Космонавт Попович». Наставник нашего земляка Павла Поповича в годы его учебы в техникуме трудовых резервов Емельян Иванович Лепихин выращивал сад в поселке Дзержинского. Однажды Попович съездил на каникулы в родную Украину и привез оттуда яблоки в подарок Лепихину. Емельян Иванович, посадив семечки этих яблок, вывел свой «космический» сорт  и отправил «образцы» Поповичу в подарок.

Подобных интересных историй можно узнать немало, посетив экспозицию магнитогорского музея. А выставка плодов труда нынешних садоводов – по совместительству сотрудников музея – тоже присутствовала на ее открытии.

Exit mobile version