«Потому что я люблю вас». В драматическом театре имени Пушкина состоялась премьера «Старшего сына»

Магнитогорск. Сегодня популярную пьесу Александра Вампилова, написанную в 1967-м году, считают классикой.

В 1970-х годах ее играли в десятках театров одновременно, в 1975-м на экраны вышел одноименный фильм с потрясающим актерским ансамблем, который полюбился советскому зрителю и столь же трепетно любим зрителем современным. Сегодня трудно поверить в то, что при жизни автора в крупных театрах ставить пьесу не хотели, и Александр Вампилов, трагически погибший в 1972 году в возрасте 34-х лет, так и не дожил до собственного триумфа…

Как не верится и в то, что сегодня постановкой этой пьесы можно кого-то удивить. А режиссер спектакля «Старший сын» Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Андрей Майоров и не ставил себе задачу удивлять зрителя, как это принято ныне. Кажется, сам материал пьесы, высший ее смысл, как и характер всей драматургии Вампилова, спорит с этой задачей. Слишком напряженной внутренней жизнью живут ее персонажи, слишком пронзительны, искренни, глубоки и красивы их переживания и порывы, слишком очеловечены их души, слишком тонко прописаны характеры и захватывающа интрига, чтобы делать акцент на внешней форме спектакля, чтобы удивлять или развлекать.

В то же время Вампилов дает режиссеру и актерам немалый простор для интерпретации – постановку можно сделать сентиментальной, следуя посылу экранизации 1975 года с Сарафановым-добряком, сыгранным незабвенным Евгением Леоновым. А можно, напротив, сделать спектакль жестким, даже обличительным, и остро-трагичным, про «распавшуюся связь времен» и утраченную связь поколений, про вечную человеческую «недовоплощенность», как это получилось, например, у Константина Богомолова в театре Олега Табакова. И это лишь две крайности, между которыми можно найти бездну собственных смыслов в этой истории – поэтому каждая постановка по Вампилову по-своему интересна и по-новому раскрывает авторский текст. Так получилось и с магнитогорской.

В камерной постановке Андрея Майорова малая сцена драмтеатра благодаря усилиям режиссера и художника-постановщика Алексея Вотякова сжимается до еще более тесного пространства, соотносимого с пространством дома, семьи. И в пространство это, наполненное по-деревенски уютным запахом свежеоструганной древесины (пока декорации новые?) оказывается втянутым зритель.

И тут уж не убежишь и глаз не спрячешь – все действие происходит на расстоянии вытянутой руки, все взгляды и выражения лиц читаемы, все выкрики оглушительны, все переживания остро ранят – несмотря на то, что автором пьеса названа комедией. Все происходит для зрителя так, словно и он является членом семьи Сарафановых, о которой идет речь в спектакле, и он втянут в решение вечных вопросов бытия, которые только на первый взгляд кажутся внутрисемейными.

По сути, герои рассказывают нам о своем одиночестве. И не только члены «распадающейся на атомы» семьи Сарафановых, но и блистательная роковая красотка – секретарь суда Наталья (актриса Лариса Звездина), и даже циник и проходимец Сильва (Филипп Ладейщиков), которому, как выяснилось, тоже нужны любовь, забота, понимание.

И для старшего из героев – Андрея Сарафанова (Петр Ермаков), у которого буквально земля уходит из-под ног, потому что его сын и дочь намерены покинуть родное гнездо, единственным шансом уцепиться за эту жизнь и спастись от одинокой старости становится появление в его жизни чуткого и понимающего «старшего сына» в лице студента Владимира Бусыгина (Иван Погорелов). И вовсе на не успех, карьеру или достаток уповает Сарафанов – и в этом есть важный посыл автора пьесы нам сегодняшним, нередко в погоне за благами забывающим об истинных ценностях и потому страдающим от тотального одиночества.

«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение», – писал о драматурге другой классик советской литературы Валентин Распутин…   

Владимира Бусыгина неожиданно свалившаяся на него отцовская любовь Сарафанова заставляет преображаться на глазах, превращаясь из великовозрастного шалопая во взрослого человека, осознающего всю меру своей ответственности. В его руках оказалось счастье целой семьи – отныне его семьи, несмотря на отсутствие родственных уз. «Вы мои дети, потому что я люблю вас», – говорит Андрей Сарафанов, и «все люди братья», – заявляет Владимир Бусыгин еще в начале спектакля. И кто воистину брат, а кто нет, наглядно показала сцена с женихом дочери Сарафанова (Данила Сочков).  

        

В составе постановки удачно сошлись несколько поколений актеров. Вместе с умудренными «аксакалами» театра – таким искренним и трогательным в роли Сарафанова Петром Ермаковым и заслуженным артистом России Михаилом Никитиным (сосед Сарафановых в его остроумном воплощении вырвался из разряда второстепенных персонажей) играли дебютанты профессиональной сцены – студенты четвертого курса актерского отделения магнитогорской консерватории Лилия Мусина (дочь Сарафанова Нина) и Анатолий Баженов (сын Сарафанова Вася). Сценические «отцы» и «дети» смоги создать гармоничный ансамбль и, что самое ценное, современная молодежь органично вписалась в ностальгическую ретро-картинку 1960-х, созданную на сцене, – а ведь тогда люди и выглядели иначе, и говорили, целая эпоха с тех пор прошла…

То, что увидит зритель в «Старшем сыне», быть может, сегодня важнее всех режиссерских изысков, нужнее для души человеческой, которая должна, наконец, пробудиться. И для этого в новом спектакле драмы есть все – «и жизнь, и слезы, и любовь». И вера в лучшее, которую непременно ощутит каждый зритель.

Exit mobile version