Магнитогорск. Сегодня популярную пьесу Александра Вампилова, написанную в 1967-м году, считают классикой.
В 1970-х годах ее играли в десятках театров одновременно, в 1975-м на экраны вышел одноименный фильм с потрясающим актерским ансамблем, который полюбился советскому зрителю и столь же трепетно любим зрителем современным. Сегодня трудно поверить в то, что при жизни автора в крупных театрах ставить пьесу не хотели, и Александр Вампилов, трагически погибший в 1972 году в возрасте 34-х лет, так и не дожил до собственного триумфа…
Как не верится и в то, что сегодня постановкой этой пьесы можно кого-то удивить. А режиссер спектакля «Старший сын» Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Андрей Майоров и не ставил себе задачу удивлять зрителя, как это принято ныне. Кажется, сам материал пьесы, высший ее смысл, как и характер всей драматургии Вампилова, спорит с этой задачей. Слишком напряженной внутренней жизнью живут ее персонажи, слишком пронзительны, искренни, глубоки и красивы их переживания и порывы, слишком очеловечены их души, слишком тонко прописаны характеры и захватывающа интрига, чтобы делать акцент на внешней форме спектакля, чтобы удивлять или развлекать.
В то же время Вампилов дает режиссеру и актерам немалый простор для интерпретации – постановку можно сделать сентиментальной, следуя посылу экранизации 1975 года с Сарафановым-добряком, сыгранным незабвенным Евгением Леоновым. А можно, напротив, сделать спектакль жестким, даже обличительным, и остро-трагичным, про «распавшуюся связь времен» и утраченную связь поколений, про вечную человеческую «недовоплощенность», как это получилось, например, у Константина Богомолова в театре Олега Табакова. И это лишь две крайности, между которыми можно найти бездну собственных смыслов в этой истории – поэтому каждая постановка по Вампилову по-своему интересна и по-новому раскрывает авторский текст. Так получилось и с магнитогорской.
В камерной постановке Андрея Майорова малая сцена драмтеатра благодаря усилиям режиссера и художника-постановщика Алексея Вотякова сжимается до еще более тесного пространства, соотносимого с пространством дома, семьи. И в пространство это, наполненное по-деревенски уютным запахом свежеоструганной древесины (пока декорации новые?) оказывается втянутым зритель.
И тут уж не убежишь и глаз не спрячешь – все действие происходит на расстоянии вытянутой руки, все взгляды и выражения лиц читаемы, все выкрики оглушительны, все переживания остро ранят – несмотря на то, что автором пьеса названа комедией. Все происходит для зрителя так, словно и он является членом семьи Сарафановых, о которой идет речь в спектакле, и он втянут в решение вечных вопросов бытия, которые только на первый взгляд кажутся внутрисемейными.
По сути, герои рассказывают нам о своем одиночестве. И не только члены «распадающейся на атомы» семьи Сарафановых, но и блистательная роковая красотка – секретарь суда Наталья (актриса Лариса Звездина), и даже циник и проходимец Сильва (Филипп Ладейщиков), которому, как выяснилось, тоже нужны любовь, забота, понимание.
И для старшего из героев – Андрея Сарафанова (Петр Ермаков), у которого буквально земля уходит из-под ног, потому что его сын и дочь намерены покинуть родное гнездо, единственным шансом уцепиться за эту жизнь и спастись от одинокой старости становится появление в его жизни чуткого и понимающего «старшего сына» в лице студента Владимира Бусыгина (Иван Погорелов). И вовсе на не успех, карьеру или достаток уповает Сарафанов – и в этом есть важный посыл автора пьесы нам сегодняшним, нередко в погоне за благами забывающим об истинных ценностях и потому страдающим от тотального одиночества.
Владимира Бусыгина неожиданно свалившаяся на него отцовская любовь Сарафанова заставляет преображаться на глазах, превращаясь из великовозрастного шалопая во взрослого человека, осознающего всю меру своей ответственности. В его руках оказалось счастье целой семьи – отныне его семьи, несмотря на отсутствие родственных уз. «Вы мои дети, потому что я люблю вас», – говорит Андрей Сарафанов, и «все люди братья», – заявляет Владимир Бусыгин еще в начале спектакля. И кто воистину брат, а кто нет, наглядно показала сцена с женихом дочери Сарафанова (Данила Сочков).
В составе постановки удачно сошлись несколько поколений актеров. Вместе с умудренными «аксакалами» театра – таким искренним и трогательным в роли Сарафанова Петром Ермаковым и заслуженным артистом России Михаилом Никитиным (сосед Сарафановых в его остроумном воплощении вырвался из разряда второстепенных персонажей) играли дебютанты профессиональной сцены – студенты четвертого курса актерского отделения магнитогорской консерватории Лилия Мусина (дочь Сарафанова Нина) и Анатолий Баженов (сын Сарафанова Вася). Сценические «отцы» и «дети» смоги создать гармоничный ансамбль и, что самое ценное, современная молодежь органично вписалась в ностальгическую ретро-картинку 1960-х, созданную на сцене, – а ведь тогда люди и выглядели иначе, и говорили, целая эпоха с тех пор прошла…
То, что увидит зритель в «Старшем сыне», быть может, сегодня важнее всех режиссерских изысков, нужнее для души человеческой, которая должна, наконец, пробудиться. И для этого в новом спектакле драмы есть все – «и жизнь, и слезы, и любовь». И вера в лучшее, которую непременно ощутит каждый зритель.