По следам реформаторов. Кого служба занятости берет под опеку

Магнитогорск. Работодатель в объявлении о поиске сотрудника не имеет права вводить ограничения по возрасту. Эта норма действует более пяти лет. Однако, защищая соискателя работы от эйджизма (дискриминация отдельных людей или групп людей по возрастному признаку, прим.ред) одним законом, другими государство только обостряет проблему. Проведя «Один день» в Центре занятости населения Магнитогорска, мы узнали о влиянии пенсионной и образовательной реформ на рынок труда.

Хочу и нужен

Конечно, рынок труда из окна Центра занятости выглядит несколько иным, нежели из любой другой точки города. Далеко не каждый, кто ищет работу, обращается в службу занятости. И не каждый, кто обратился, действительно хочет работать.

По состоянию на 28 февраля, в ЦЗН на учете состоят 2129 человек, из них 1734 – безработные. Уровень безработицы – 0,95 %, ниже областного. Напряженность на рынке труда – полтора человека на одну вакансию.

Хотя последняя цифра мало о чем говорит. Если посмотрим на пятерку самых востребованных профессий, увидим, что врачей требуется 86, а докторов-соискателей в базе ЦЗН только двое, монтажников – 51/22, медицинских сестер – 40/6, электромонтажников по силовым сетям и электрооборудованию – 33/1, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования – 30/27.

«Работодатель чаще ищет людей рабочих профессий. А на учете в основном состоят экономисты, юристы, – говорит и.о. директора ЦЗН Алла Арзамаскина. – При этом шанс найти работу есть, мы для этого все делаем. Даже если нет вакансий, но мы знаем, что на каком-то предприятии используется труд людей определенных профессий, созваниваемся, проговариваем. Если ничего не получается, соискатели могут пойти на переобучение – получить какую-то другую, востребованную на рынке труда профессию, либо повысить свою квалификацию за счет государства. После обучения трудоустраиваются порядка 60 % граждан».

С начала года смогли трудоустроиться 416 человек, в том числе 245 безработных. На профессиональное обучение направлены 36 человек.

57 человек, будучи безработными, выполняют общественные работы. За это они, кроме пособия по безработице, получают зарплату –минималку от временного работодателя и небольшую матпомощь от Центра занятости. Размер пособия по безработице – от 1 725 до 9 200 рублей. У людей предпенсионного возраста может быть больше.

Пока обошлось

Интересно, как быстро трудоустраиваются люди до 23 лет и после 45. Считается, что это самые уязвимые категории: одним не хватает опыта, другим… Ну, ладно, не будем лить воду на мельницу нестареющих работодателей. Но у государственной службы занятости свои категории: молодежь – 16-29 лет, люди среднего возраста – от 30 лет до предпенсионного и предпенсионеры.

В последнюю категорию люди попадают теперь не за два года до пенсии, как было раньше, а за пять лет. При этом по каждому человеку старше 48 лет приходится делать запрос в Пенсионный фонд, поскольку возраст выхода на пенсию в свете последней реформы у всех разный.

Предпенсионеров – всего восемь процентов от общего количества состоящих на учете в ЦЗН. У руководителя службы было серьезное опасение, что к началу 2019 года их будет больше. На то две причины: введение уголовной ответственности работодателя за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста и повышенный размер пособия для безработных этой возрастной категории.

То есть боялись, что работодатели заранее попрощаются с работниками старше 48 лет, и что те самые работники не услышат, что пособие в размере 12 972 рублей может выплачиваться один год и лишь тем, у кого стаж работы не менее 25 (для женщин) или 30 лет (для мужчин), 26 рабочих недель за последний год и зарплата была выше минимальной.

Учиться, работать и еще раз учиться

У государства, видимо, опасений еще больше. В поддержку своей пенсионной реформы оно вводит подпрограмму переобучения предпенсионеров, которые сегодня работают. Цель – расширить сферу профессионального применения сотрудника или повысить его квалификацию.

«Чтобы человек спокойно доработал до пенсии и не потерял работу», – просто объясняет начальник отдела профориентации и профессионального переобучения ЦЗН Наталья Фоменко.

Для нее это головная боль, поскольку реализовать этот замысел поручено службе занятости, в частности, ее отделу. План на год – 250 человек. Цифра огромная в сравнении с тем, что в прошлом году от Центра занятости прошли переобучение 415 человек всех возрастов. На учебу каждого предпенсионера государство выделяет 60 тысяч рублей, то есть на магнитогорцев оно готово потратить 15 миллионов рублей! Но работодатели такой щедрости пока не оценили: письма-предложения разослали всем, отклик – минимальный.

Зато похожая подпрограмма переобучения для работающих граждан любого возраста, тоже новая, работодателями встречена хорошо. Отправить на курсы сотрудника не предпенсионного возраста за счет государства готовы многие. Вот вам и эйджизм, то есть дискриминация по возрасту.

Примечательно, что госфинансирования на отправку на досрочную пенсию безработных, которые не могут трудоустроиться, в этом году в службе занятости пока нет. В прошлом году 14 человек вышли на пенсию на два года раньше. Желающие, отвечающие всем требованиям, есть уже сейчас.

Как в телевизоре

Первая реакция на вопрос о молодежи у всех сотрудников Центра занятости одинаковая – улыбка. Они рассказывают, что молодым, а их на учете 22 %, сегодня хочется жизни, как в телевизоре, а значит, и зарплату им подавай сразу большую, даже если опыта работы совсем нет.

Таким максималистам инспектор профориентации и профессионального переобучения Людмила Лесовская рекомендует поговорить с тем, кого они считают успешным, на кого равняются, узнать, с чего начинал этот человек. Если их идеал «живет» в телевизоре или Интернете, почитать о нем. Наверняка успех начинался с малого.

Для молодых людей, имеющих профессию, но не наработавших опыт, в Центре занятости есть программа стажировки. До трех месяцев человек может трудиться на предприятии, получая материальную поддержку от государства. За это время работодатель решает, нужен ему такой работник или нет.

На учебу не берут и работу не дают     

Все чаще работа нужна подросткам. И речь не о летней подработке. Все гораздо серьезнее.

«Если ребята по каким-то причинам не справились с госэкзаменом, в 16-17 лет они остаются ни с чем, – рассказывает начальник отдела Наталья Фоменко. – Они не могут поступить в ссуз, потому что не отвечают требованиям учебного заведения, а у родителей нет возможности учить их платно. Детей приводят к нам мамы и папы и слезно просят помочь. И у нас есть такая здоровская возможность помогать подросткам. Мы им предлагаем пройти курс подготовки, а не переподготовки: за 3-4 месяца получить профессию. Стать, к примеру, токарем, сварщиком, поваром или парикмахером. У них на руках появляется документ».

Найти работу им очень трудно: нет опыта, нет 18 лет. Но профессия уже есть, а значит, и шанс трудоустроиться, найти себе применение. Раньше такие случаи были единичными, но реформа образования ситуацию изменила. Государство, закрыв этим подросткам двери в ссузы, предложило курсы. Возможно, так оно проводит работу над ошибками: вслед за реформами создает программы, открывает курсы, начинает опекать жертв своих нововведений.

Так, проведя «Один день» в Центре занятости, мы узнали об эйджизме от государства. А если еще поговорить о гендерных различиях безработных? Пол желаемого сотрудника в объявлениях о работе, кстати, тоже указывать нельзя. В службе занятости говорят, что у безработицы женское лицо. Среди состоящих на учете женщин 54 %. Их доля растет. Тоже интересная тема, но за «Один день» во всем не разобраться.

В следующий раз на «Один день» мы отправимся в библиотеку № 2. Ее называют библиотекой мира: в ней хранятся книги и документы на 26 языках мира, работают языковые клубы. Репортаж о том, чем живет эта библиотека, будем вести уже завтра, 6 марта.

Exit mobile version