Профессия − Родину защищать! Самые ценные военные кадры − те, кто пришел к этой профессии сызмальства

Магнитогорск. Поэтому так ценятся выпускники кадетских училищ. О юном кадете, нашем земляке Косте Савченко, который сейчас проходит обучение в Оренбургском президентском кадетском училище, мы поговорили с его родителями Татьяной Борисовной Савченко и Александром Константиновичем Пауесовым.

В военные − за знаниями

Началась эта история с того, что в конный клуб, которым руководят родители нашего героя и где он занимался с малых лет, пришла воспитанница Московского президентского кадетского училища, чтобы подтянуть уровень своей конной подготовки перед началом очередного учебного года. Она так вдохновенно рассказывала о своей учебе, что заразила этой идеей Константина.

Однако Москва далеко, на семейном совете решили поступать поближе, в Оренбург. Вместе с сыном посмотрели сайт, узнали, что это учреждение с большой историей, в прошлом году оно отметило 150-летие. Сперва, в дореволюционное время, − Оренбургское казачье юнкерское, затем Оренбургское высшее зенитно-ракетное командное училище имени Орджоникидзе. С 2010 года − Оренбургское президентское кадетское училище.

«Картинки сыну, конечно, понравились, мальчишка же! − улыбается Татьяна Савченко. − Он четвертый класс заканчивал, заинтересовался, загорелся. Если честно, пробовали наудачу: поступит − хорошо, а нет − так нет».

К идее среднего сына Александр Константинович отнесся скептически, однако его намерению препятствовать не стал. В свое время он сам поступал в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова в Петергофе, однако в процессе обучения изменил свое решение насчет военной карьеры, вернулся на родину, поступил в Челябинский институт физкультуры и стал отличным тренером по дзюдо.

Костин набор стал вторым в истории училища, когда детей брали уже после начальной школы, ранее − только с седьмого класса. Поступить Косте удалось, несмотря на большой конкурс – около пяти человек на место, строгую медкомиссию и четыре экзамена (русский, математика, английский, физкультура), которые надо было сдать в один день − своеобразный тест на выносливость и стрессоустойчивость. Помимо этого, с будущими кадетами работали и психологи: часть ребят отбраковали по итогам собеседования еще до начала экзаменов. При поступлении есть привилегии для детей-сирот, сыновей военных, но все же на первом месте − знания.

«Организация мне нравится, − отмечает мама. − Все очень четко, по-военному. Но при этом не только муштра: большой упор на образование, собственно, почему мы и пошли туда. И воспитательный процесс − дисциплина и уважение к старшим − во главе угла.

Пусть и нечасто пускают родителей на территорию училища, но там любой проходящий мимо по своим делам кадет непременно поздоровается при виде взрослого человека».

От английского до пуговицы

Немалое значение имеет и материальная база: финансирует свои образовательные учреждения Министерство обороны хорошо. В здании великолепный ремонт и идеальный порядок. Воспитанники живут по двое в комнате, на четыре человека − два санузла и душевая. У ребят добротная форма, пятиразовое питание, все современные средства обучения, фото- и видеостудии и много другое. Но и требования высокие.

В своей магнитогорской школе Костя учился неплохо, на 4 и 5, но как только началось ознакомление с программой училища, оказалось, что требования здесь куда строже, пришлось подтягивать английский, заниматься с репетитором даже в нечастые увольнительные. Однако уже в конце первого курса, когда в училище приезжала иностранная делегация, с удивлением рассказывал маме:

«Я понимаю почти все, что они говорят, и общаться могу!»

Впрочем, как ни странно, куда труднее пришлось многим круглым отличникам, особенно тем, кто привык к постоянной помощи и контролю родителей. Костя хоть отличником и не был, но учился сам, и этот навык самоорганизации немало помог в адаптации. Быстро привыкают ребята и обслуживать себя в быту: стирать, гладить одежду парогенератором, пришивать пуговицы, содержать себя в чистоте и аккуратности.

Заставлять учиться здесь никого не надо: увольнительные и возможность отправиться домой на каникулы на день раньше стимулируют поддерживать учебу на высоте. А домой, к родным мальчишки стремятся.

«Дома ты годами не можешь донести ребенку, какая большая ценность − семья, а там сами собой ценности расставляются. Уже через месяц учебы кадеты понимают, что дом − самое лучшее, семья − дороже всего».

Большая часть воспитанников училища − оренбуржцы, но много и приезжих: не только из соседних Башкирии, Самарской, Челябинской областей, но даже из Абхазии, Улан-Уде, Петропавловска-Камчатского. Магнитогорцев человек пять, может чуть больше. Конечно, местным мальчишкам проще адаптироваться, всегда есть возможность сходить в увольнительную домой, прижаться к маме. Нелегко ездить в гости к сыну и родителям. Зато много говорят по телефону, кажется порой, что даже больше знают о своем ребенке, чем когда он был рядом.

Мальчишки − всегда мальчишки

В училище получают образование около 800 человек, срок обучения − семь лет. На каждый класс два воспитателя: педагог-женщина и офицер − перед глазами всегда достойный пример мужчины, военного. Ребята все время под присмотром, и это тоже немаловажно: хоть и воинская дисциплина, но мальчишки есть мальчишки − подростковый возраст, энергии через край, пошалить хочется, а порой и строгие правила обойти. То и дело жалуется по телефону: в увольнительную не пустили, в футбол гоняли в своей комнате − плафон разбили, или шкаф сломали − в прятки играли.

Но без дисциплины обучение невозможно, хотя поначалу привыкнуть к ней − огромная проблема. Первые полгода кадетам тяжко, ведь нельзя делать, что хочется: посидеть в интернете, поиграть в компьютерные игры, побродить бесцельно по улицам, и даже сладкие посылки из дома ограничивают.

«У них весь день буквально поминутно расписан, − рассказывает Александр Константинович. − Времени на самоподготовку − всего полтора часа, и нужно за этот срок сделать все уроки. И отбой в 22.00. Телефоны только кнопочные, без возможности выйти в интернет».

При этом в училище своя компьютерная сеть, возможность выйти в интернет, если нужна информация для учебы, но дети ограничены от посещения «ненужных» сайтов и бездумного сидения в социальных сетях. Постоянно под контролем и здоровье юных кадетов, медосмотры не для галочки, важно знать, потянет ли ребенок такую большую нагрузку, не дадут ли знать внезапно хронические заболевания. Дедовщины нет даже близко: взводные каждый вечер проверяют каждую царапину и синячок. С ребятами работают психологи, распределяя по взводам тех, кто может ужиться друг с другом.

Тоска по дому и строгая дисциплина − пожалуй, самое сложное, но когда ребята, наконец, преодолевают этот психологический барьер, они понимают, какие огромные возможности открываются перед ними.

Кроме обычных учебных дисциплин − военная подготовка: строевая, стрельба, строгое знание устава. Однако особенность президентского кадетского училища в том, что кадетов готовят не только быть офицерами, но и для госслужбы, для других профессий.

«Можно выбрать и гражданскую специальность, только я смысла не вижу, − констатирует Татьяна Борисовна. − Думаю, военную карьеру там предпочитают практически все ребята. Тем более, что военных училищ немало, специфика самая разная: военный строитель, инженер, медик, психолог − выбор огромный».

Традициям офицерства верны

Если поначалу у родителей были сомнения по поводу правильности выбора, на третий год сомнения отпали сами собой. Отчасти помогла в этом поддержка творческого потенциала ребят, их всестороннего развития, которую дают в училище.

Все таланты и увлечения юных кадетов поощряются: если нравится петь или музицировать, танцевать, рисовать, играть в шахматы, налицо увлечение техническим творчеством − педагоги высочайшего уровня помогут достигнуть великолепных результатов. Спорт в особом почете, и для него есть все возможности. На 16 гектарах в центре Оренбурга разместились бассейн, теннисный корт, каток, крытое футбольное поле.

Помогают развивать творческое начало и многочисленные технические, кино- и фотоконкурсы, причем высокого уровня как требования, так и призы: фотоаппарат, ноутбук, планшет.

Костя Савченко − не только будущий защитник Отечества, но и кинозвезда. В 2017 году снятый вместе с ребятами фильм «Моя Оливка» про юного кадета и его любовь к лошадям стал победителем в номинации «Игровой короткометражный фильм» II Всероссийского кинофестиваля фильмов и роликов о кадетах. Юному артисту пришлось непросто: он совмещал съемки с учебой и отдыхом. В фильм были включены кадры реальной жизни в училище и дома, участвует в нем и мама Константина.

«Все съемки были организованы своими силами, из покупного реквизита − только арбуз»,  − смеется Татьяна Борисовна.

И не только в этом Костя первый. Так, с одноклассниками собрал макет «Катюши», который участвовал в настоящем параде. На оружейный конкурс с папой делали пневматическое ружье, изделие в своей категории заняло первое место.

«Когда смотришь на лица курсантов-старшекурсников, сразу понимаешь: это другие люди, − отмечает Александр Константинович. − Они более взрослые, самодостаточные, знают, чего хотят, знают, что делать нельзя, не потому что боятся запретов, а потому, что есть внутренняя дисциплина. Это уже фактически взрослые мужчины, наиболее подготовленная часть молодых людей, которые способны решать определенные задачи в дальнейшем. Это военная элита, генофонд нации».
«Сейчас мы постоянно видим гиперопеку над детьми, особенно мальчишками, − вторит ему супруга. − В итоге они ничего не могут сами делать − ни руками, ни головой. Ребенок взрослеет, но в какой волшебный момент он превратится в мужчину, если для родителей он все время мальчик, все время маленький? И дурят они не потому, что плохие, а потому, что не знают, куда применить силу: их все время водили за руку, они как мужчины не взрослеют − тот же первоклашка, но в теле мужчины. Среди кадетов такого нет».
Exit mobile version