Притяжение искусства. В театре оперы и балета сегодня состоится самая мистическая премьера года

Магнитогорск. Накануне премьеры «Пиковой дамы», шедевра, объединившего двух гениев, Пушкина и Чайковского, постановщики встретились с журналистами.

Творческое родство

«Произведение это − одно из самых сложных в мировом оперном репертуаре и одно из самых знаменитых, − отметил директор театра оперы и балета Илья Кожевников. − Эта работа – проверка нашего коллектива на творческую зрелость. Мы вынашивали планы постановки в течение десятилетия и решились на нее, потому что теперь у нас есть необходимый творческий потенциал − хорошие солисты, хор, оркестр. Мы постарались сформировать высокопрофессиональную постановочную группу. В нее вошли очень востребованный уфимский режиссер Филипп Разенков, который ставит спектакли по всей России, чья постановка “Римские каникулы” номинирована в девяти номинациях национальной премии “Золотая маска”, и Елисей Шепелев, художник-постановщик из Санкт-Петербурга, поставивший около сорока спектаклей в российских театрах. Эти люди за время работы стали нам родными. В постановочной группе работают также наши главный хормейстер Татьяна Пожидаева и главный дирижер Эдуард Нам. Эдуард Вилорьевич отметил в декабре ушедшего года красивый юбилей и подготовил себе прекрасный подарок – постановку одной из самых любимых своих опер».

Произведение Чайковского столь масштабно, что приглашенным постановщикам довелось приехать в Магнитогорск по три-четыре раза.

За это время у администрации и коллектива театра сложился с ними хороший творческий контакт.

«Артистам очень нравится работать с Филиппом Разенковым, поскольку от него всегда исходят точные замечания, отсутствует излишняя суета. Это редкий случай – режиссер прекрасно знает клавир, все партии, читает ноты, свободно напевает солистам. Далеко не все режиссеры владеют нотной грамотой, не все работают с клавирами. А в опере действительно главное – музыка, и все ассоциации художника, режиссера, все образы идут именно от нее. Если постановочная группа понимает, что она делает, слышит музыку, получается превосходный результат. В этом смысле хочу отметить и работу Елисея Шепелева. Мы почувствовали настоящее творческое родство с ними», − говорит директор театра.

Молодой, но известный режиссер отметил, что был приятно удивлен уровнем звучания симфонического оркестра магнитогорского театра.

«Когда мы принимались за этот проект, были опасения − хватит ли количественных ресурсов у театра, чтобы осилить постановку, − признался Филипп. − Могу сказать, что звучит все на очень высоком уровне. Ресурсы, которые есть у театра, использованы по максимуму. Мне приятно находиться в зале и слушать этот оркестр».

Высокая планка

Отметил режиссер и профессионализм наших солистов:

«Наличие консерватории в городе – показатель культурного уровня, возможность его поддерживать, развивать, делать город привлекательным. Практически все солисты магнитогорского театра – выходцы из магнитогорской консерватории. И мне понятно, что школа, которая здесь есть – очень серьезная профессиональная база. Уровень этой труппы выше среднего по стране».

Основные партии оперы − Лизы и Германна − очень сложны для исполнения. Германна поет Вадим Стародубцев, принятый в оперу совсем недавно именно для постановки «Пиковой дамы». Отсутствие в труппе драматического тенора, очень редкого голоса и в общероссийских масштабах, не позволяло нашему театру замахнуться на шедевр мировой сцены.

Вадим – настоящий самородок и открытие нынешнего сезона: без большого сценического опыта и подготовки он за время репетиций спектакля сумел поднять собственную творческую планку очень высоко. Присутствовавшие выразили надежду, что новый солист непременно вырастет в большого певца.

«Вадим Стародубцев как человек, который только пришел в труппу и получил сразу такую архисложную роль, с партией справляется на пятерку с двумя плюсами, − говорит Филипп Разенков. − При этом объективно ему есть куда расти и вокально, и актерски, надеюсь, он станет очень хорошим профессионалом. Да и нет предела совершенству, каждому артисту есть, куда расти. Очень перспективны в общероссийском масштабе молодые певцы театра Никита Федотов, Эльза Тимербаева».

Цвет музыки

Разенков рассказал, что они давно знакомы с Елисеем Шепелевым, но работают вместе над спектаклем впервые.

«Визуальный ряд спектакля должен, я надеюсь, привлечь внимание не только меломанов, но и тех, кто считает, что опера – это что-то архаичное и скучное, − говорит режиссер. – То, что будет показано на сцене, призвано эти мифы разрушить. Хочу верить, что люди, которые придут на премьеру, порекомендуют посетить этот спектакль своим друзьям».

Об истоках визуального оформления постановки рассказал Елисей Шепелев:

«В опере все диктует музыка, в отличие от драматического жанра, кукольного и балета. Сложность в том, что музыка в опере придумана для того времени, в котором происходит действие, а мы люди современные, нас нужно удивлять новыми интересными визуальными идеями. Соединить старое с новым так, чтобы не было диссонанса, − самая сложная задача».

Сложность была и в особенностях камерной сценической площадки, диктующей особую концентрацию действия.

«Мы хотели получить некое интимное темное сакральное пространство, в котором все происходит, соединили все в одном месте, большом черном шатре, − говорит сценограф. – Все таинства, игры, азарт, любовь, страсть, ненависть – все живет в темном скрытом месте».

В опере благодаря костюмам присутствует далекая эпоха, но цветовая палитра спектакля, поведение героев понятны нашим современникам.

Костюмы в белой гамме, противостоящие темному пространству сцены, транслируют некие философские идеи. Люди получились светлыми снаружи, а вот внутри у них порой кипят нешуточные страсти…

«По сути, мы рассказываем историю человека, который балансирует между светом и тьмой, как и многие люди, и человеческие страсти перетягивают эту личность в сторону тьмы, − говорит Филипп Разенков. − Я рад, что мы с Елисеем работаем вместе, потому что редко встречаются художники, которые действительно слышат музыку. Ведь главная составляющая в оперном жанре – партитура композитора, ее надо вскрывать, слышать, вступать с ней в диалог. Слушая ее, ощущаешь цветовую гамму спектакля, его динамику. Мне кажется, что сценография, костюмы в этой постановке созвучны партитуре и “живут” под эту музыку. Мне хотелось именно этого эффекта добиться».

Как полюбить «Пиковую даму»

«Работа над оперой была очень комфортной, − рассказывает дирижер-постановщик Эдуард Нам. − Когда я репетировал ее с коллективом без понятия о том, что будет происходить на сцене, у меня складывался совсем другой план. Когда же я увидел сценическое действие, понял его динамику, у меня поменялась концепция постановки. Это касается темпа музыки, он стал более динамичным».

Не ожидала такого сценического воплощения и хормейстер-постановщик Татьяна Пожидаева:

«Еще студенткой, присутствуя при первой постановке “Пиковой дамы” в нашем театре, я не могла сказать, что она была для меня любимой. А во время работы над нынешней постановкой полюбила эту оперу. Несмотря на сложности, которые возникали, спектакль получился и классическим, и современным, и все это соединено в нем очень гармонично. Даже неподготовленному зрителю смотреть оперу будет очень интересно. Артисты хора были приятно удивлены, что спектакль получился таким динамичным, классика приподнесена очень неожиданно».

К слову, неожиданности поджидали хор с первой же сценической репетиции – ее Филипп Разенков начал с упражнений на координацию. Треть хора театра оперы – профессиональные дирижеры, которые привыкли работать левой и правой рукой не синхронно. Но режиссер задал артистам такие задачки, с которыми не все сразу смогли справиться. Тогда они поняли, что обычной скучной постановки «Пиковой дамы» не будет.

А еще, поработав над оперой, Татьяна Пожидаева пришла к выводу, что Чайковский любил не только оркестр, солистов, но и хор. В «Пиковой даме» очень много хоровых сцен. Динамичные, сложные, высокие по тесситуре, напряженные, яркие, они требуют постоянной работы, и «напеть» их вполголоса не получится. Весь спектакль хор работает в полную силу.

Филипп Разенков говорит, что главное его желание как режиссера − чтобы в Магнитогорске оперный театр был одной из точек притяжения, поэтому он хотел сделать такой спектакль, на который будут ходить, чтобы погрузиться в другую реальность, поверить в прекрасное.

Exit mobile version