Магнитогорск. В администрации Магнитогорска прошел семинар в рамках межведомственной профилактической акции «Дети улиц» по профилактике самовольных уходов детей.
По данным отдела по делам несовершеннолетних, в 2018 году в полицию поступили 162 заявления о розыске детей и подростков. Это на 22% больше, чем годом ранее. А за первый месяц текущего года из семей и госучреждений сбежали уже 9 девушек и юношей. К счастью, всех «потеряшек» удалось найти в тот же день.
Однако за сухими цифрами статистики кроется боль, страх, обиды и детские трагедии. Почему они уходят? Чем влечет их улица? Как уберечь мальчишек и девчонок от необдуманного и рискованного шага? Эти и другие вопросы обсудили представители образовательных учреждений, чиновники и сотрудники полиции в рамках акции «Дети улиц».
Тепло дома на холод улиц
По словам начальника отдела по делам несовершеннолетних Любови Щебуняевой, среди совершивших самовольные уходы немного воспитанников государственных учреждений. А большинство – это домашние ребята. В 2018 году таких было 80 человек. Основной причиной того, что дети стремятся поменять «тепло дома на холод улиц», специалисты называют семейное неблагополучие.
В Магнитогорске тысячи семей, где дети «брошены» в переносном смысле этого слова. Они вроде бы и с родителями, но в то же время и без них. Посмотрите по сторонам, может быть вы знаете такого подростка? В качестве иллюстрации этому чиновница привела историю тринадцатилетней Лены. Девочка, по решению суда, живет с отцом, который особо ребенком не интересуется. Лена учится плохо, состоит на профилактическом учете в полиции, на педагогическом – в школе.
Ответ в этом случае очевиден: нет, не нормально! В истории с Леной специалистам еще предстоит разобраться. Но таких родителей, которые не подают заявления о пропаже своих детей, далеко не единицы.
Есть множество и обратных примеров, когда дети сбегают из внешне благополучных семей. Родители своей чрезмерной опекой, как клещами, сжимают свободу ребенка. Указывают, где и как ему отдыхать, не отпускают на прогулки с друзьями, принуждают уделять время только учебе. И единственным детским желанием становится – вырваться из-под родительского крыла на волю.
По сути, виновны в детских побегах из дома именно родители. Не создали доверительных отношений, не услышали своих детей. И то, что за это не несут никакой ответственности, Любовь Щебуняева считает неправильным.
Не только синдром бродяжничества
В прошлом году из государственных учреждений сбежали 48 подростков. Очевидны упущения в этом плане, на них и обратила внимание Любовь Щебуняева.
Так, в октябре 2018 года из центра помощи детям «Надежда» ушел подросток, а возвратили его только в январе. Три месяца ребенок был предоставлен сам себе. Хотя, по словам Щебуняевой, специалисты центра и сотрудники правоохранительных органов почти наверняка знали, у кого искать данного ребенка. Только после того, как появилось объявление о поиске данного несовершеннолетнего в группе «Легион-СПАС», он сам вышел на связь.
Однако начальник отдела по делам несовершеннолетних назвала учреждения, где не явка ребенка на уроки – уже является тревожным сигналом. Это школы №№ 25, 10, 5, 54, академический лицей.
Чтобы предупредить повторение детских уходов, в рамках акции «Дети улиц» сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних запланирована большая работа как с детьми, так и с родителями. В учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения, правоохранительных органов пройдут профилактические мероприятия.
Уходят одни и те же
Согласился с тем, что проблема детских самовольных уходов действительно острая и заместитель начальника УМВД России по Магнитогорску Сергей Григорьев. За январь 2019 года таких случаев насчиталось 9, в январе прошлого года было только 3. В основном уходят подростки – от 13 до 17 лет. Полицейский отметил, что в очередной раз ушла одна из воспитанниц центра «Семья». После окончания занятий в колледже, девушка в центр так и не вернулась.
Также проводится анализ причин ухода подростка. По словам Григорьева, при наличии законных оснований родители сбежавшего ребенка привлекаются к административной ответственности. Если уход был из госучреждения, то выносится представление, руководители государственных учреждений привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Слышим ли мы их?
Даже просто разговоры о возможном побеге из уст ребенка должны насторожить родителей, уверены психологи. А сам уход – серьезная проблема, решать которую нужно уже совместно с профессиональными специалистами. Однако, прежде всего нужно сразу же начинать поиски пропавшего.
Социальный педагог МУ «ЦППМСП» Оксана Коденец описала первые действия, которые должны предпринять родители.
Оксана Ивановна, опираясь на опыт работы отметила, что в большинстве своем дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде. Найдя своего ребенка, родители должны попытаться разобраться, почему он сбежал, а не наказывать. Очень важно говорить с ребенком.