Около двух тысяч зрителей посетили фестиваль «Пламя Аркаима». В этом году его посвятили культуре кочевников. Окунулся в историю и журналист «Магнитогорского рабочего».
VII фестиваль «Пламя Аркаима» собрал более 40 лучших реконструкторских коллективов со всей страны. Гости фестиваля увидели сцены войны и мира былых времен, поучаствовали в работе ремесленных мастерских, а завершило празднество зажжение пламя Аркаима.
Дыхание времени
На высохших от июльской жары степных травах у музея Аркаима шатры, юрты, дымят костры, на которых кипит похлебка. Здесь собрались те, для кого история – не шорох страниц и не дела давно минувших дней. История – то, что находится буквально под ногами и пропитывает каждый день их жизни.
Осваивая технологии, которыми пользовались наши предки, изготавливая одежду, доспех, жилища, предметы быта по историческим образцам, можно понять, как жили и мыслили люди того времени, считают реконструкторы. Администрация историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» вместе с ассоциацией «Археос» уже седьмой год дает им возможность встретиться и обменяться опытом, а жителям региона – больше узнать о быте и традициях прошлого, чтобы понять себя в настоящем. Фестиваль проходит в рамках национального проекта «Культура» и при поддержке Министерства культуры Челябинской области.
Как рассказала специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея-заповедника Валентина МИЛОВАНОВА, для их коллектива большая гордость, что «Пламя Аркаима» уже столько лет привлекает немало людей, и с каждым разом их становится все больше. Этот год стал рекордным по количеству площадок и клубов: в нем приняли в нем участие около ста организаторов и волонтеров, почти 2000 зрителей.
В первые годы «Пламя Аркаима» было мультикультурным: здесь были представлены площадки от неолита до современности, были фестивали, посвященные каменному веку, эпохе бронзы. В этом году мероприятие посвящено культуре кочевников: от племен ранней эпохи железа и вплоть до XIX века (культуры соседнего Башкортостана). Организаторы смогли представить кочевую культуру в контексте мировой истории. Здесь были и викинги (тоже кочевники, но морские), и те, с кем кочевники так или иначе взаимодействовали, например, свои фехтовальные навыки показал клуб исторического средневекового боя «Ратный век».
На празднике работали 15 площадок: бусоварня, столярная и гончарная мастерские, кузница и другие. Новинкой этого года стал мастер-класс по изготовлению доспеха от мастерской «Молот». Некоторые площадки повторяются из года в год, но всегда следуют заданной специфике, а их организаторы стараются подобрать тему под общую концепцию фестиваля, ведь, например, керамика бронзового и раннего железного века весьма отличаются друга.
Вилочка для Руны
Историки и археологи изучают различные древние предметы, но то, насколько они функциональны, можно выявить, лишь воссоздав и применив их. «Пламя Аркаима» можно назвать фестивалем мастеров – каждый, кто овладел каким-либо искусством, делится им с другими.
Наталья ФИРСОВА из екатеринбургского клуба исторической реконструкции «Северный ветер» привезла на фестиваль мастер-класс по плетению различных шнуров. К ее поясу привязан пучок ниток, пропущенных через отверстия в нескольких дощечках. Во время разговора мастерица то и дело поворачивает их, пропуская поперечную нить в образовавшийся зев – так плетется тесьма, в дальнейшем ей можно украсить одежду, сделать лямку для сумки или подпоясать рубаху. Узоры могут быть самыми разными, но все они – исторические. Например, на поясе Натальи узор, найденный на одной из вещей женского захоронения возле шведского города Бирка.
На ее площадке можно узнать немало способов плетения шнуров и тесьмы. Например, шнурок-дерганка, известный со средневековья, вполне по силам сделать в полевых условиях любому желающему. Мне же довелось плести с помощью специальной деревянной двузубой вилочки. Работа простая – пропускаешь ниточку через петлю, сбрасываешь предыдущую, подтягиваешь, поворачиваешь вилочку вокруг своей оси, и все заново. Получается аккуратный плотный столбик квадратного сечения. На вопрос, что за письмена на рукоятке вилочки, Наталья отвечает:
– У нас в клубе есть традиция брать имена того региона, который мы реконструируем. Мое имя – Руна. На вилочке написано: «Мной владеет Руна», просто чтобы не перепутать.
Ребята из «Северного ветра» реконструирует древнюю Скандинавию: воссоздают предметы быта викингов и даже готовят еду той эпохи. В своем клубе Наталья Фирсова занимается ткачеством, различным рукоделием, проводит мастер-классы. Одежда на ней самой хоть не домотканая, но покрашена и сшита вручную. Красители натуральные, такими пользовались наши предки: марена дает ягодный цвет, кора дуба – оттенки коричневого.
Многое зависит и от фактуры материала – даже если варить в одном котле, шерсть возьмет более яркий тон, лен будет более светлым, и от закрепителя (сода, медный, железный купорос) – перемещенный в раствор, материал на глазах меняет цвет, такая вот бытовая магия.
– Для меня реконструкция – это способ прикоснуться к истории не умозрительно, а буквально руками, попробовать, как это делали, как это носили, как это функционирует, удобно ли в такой одежде и обуви. На фестивалях, когда мы погружаемся в быт, готовим, общаемся, в таких вещах очень комфортно, – говорит Наталья.
Песни и звон клинков
Играть на курае не просто, полгода нужно только для того, чтобы научиться извлекать звук. Директор челябинской художественной мастерской Уральского эпоса Михаил ВОРОНОВ-УШАКОВСКИЙ рисует картины на исторические темы, герои которых – наши земляки – казаки, башкиры нагайбаки. Его брат, профессиональный историк, много лет занимается реконструкцией и возглавляет клуб «Серебряный единорог» поддерживал и помогал информационно, а заодно втянул в процесс.
Михаил начал писать сказы на основе исторических событий с толикой художественного вымысла. Их тематика – башкирский эпос, война 1812 года, специально к фестивалю он написал сказ про Аркаим. Несколько сказов он исполнил на фестивале в сопровождении башкирских народных инструментов.
Отдельная история – конкурс костюма. Здесь участникам нужно не только подробно описать свои одежду и обувь, аксессуары, оружие, но и рассказать об их особенностях, а главное – ссылки на источники, ведь вещи должны быть не абстрактно-средневековыми, а иметь реальные прототипы из каких-то захоронений, древних манускриптов и т.д. Благо, сейчас Интернет дает богатейшие возможности, главное – уметь отличать научную информацию от фейков. Сегодня история и археология крепко дружит и с физиками (радиоуглеродный анализ), и с антропологами, которые помогают восстановить черты лица тех, кто жил тысячелетия назад.
В арсенале реконструкторов луки – главное оружие кочевника, сулицы – короткие копья и топоры. Металлический чекан кажется маленьким и несерьезным, но при ударе с коня, на всем скаку, оказывает поистине головоломное воздействие. А лучшая защита от всего этого – доспех. Руководитель мастерской «Молот» Станислав ЕРМАКОВ – уникальный мастер, реконструирующий доспехи ираноязычных кочевников евразийской степи по технологиям раннего железного века. На своем мастер-классе он показывал, как вырезать из металлического листа крошечные пластинки скифского боевого панциря. Нашитые на кожаную основу, они уберегут своего владельца от сурового удара.
Посетители с восторгом наблюдали за состязаниями древних воинов: викингов, мадьяров, башкирских батыров. Наибольший интерес вызвали сражения средневековых рыцарей в доспехах. А самым юным гостям праздника предоставили возможность посражаться друг с другом, правда «мечи» были обернуты мягким материалом, зато щиты – самые настоящие.
На площадке лучного тира можно было узнать об особенностях луков разных времен и народов, тонкости древнего искусства стрельбы из исторического лука. А помогал в этом член Российской Федерации по стрельбе из лука, участник международных турниров, дипломированный тренер по стрельбе из лука КИР «Северный ветер» Нико ПРЕСКУРА.
Молот или скальпель?
Игорь РАЩЕКТАЕВ из троицкого клуба исторической реконструкции «Бобровый гон» сочетает в себе два таланта – хирурга и кузнеца. В детстве отец ему подарил книгу «Звонкая песнь металла», с нее-то все и началось. Игорь отслужил в армии, по настоянию родителей отучился на врача-хирурга, был военным врачом, сейчас работает заведующим отделением, но интерес к кузнечному делу все это время не отпускал. Так он начал ковать. Сначала буквально «на коленке», как и наши предки. Такой открытый способ в полевых условиях показывал он на своем мастер-классе, ведь для ковки достаточно температуры 800-900 градусов, а для этого хватит древесного угля и мехов.
На сегодняшний день у мастера есть собственная кузница, и он продолжает интересоваться древними технологиями ковки, историей развития кузнечного мастерства, которое сейчас становится все более редким промыслом, но, как считает Игорь, не теряет своей актуальности.
Также на фестивале он представил исторический костюм древних саков, которые жили на наших землях в 7-6 веках до нашей эры. На территории Южного Урала и Северного Казахстана найдено не менее 30 памятников этой культуры начала железного века. Один из них – богатое захоронение воина-кочевника Бобровка-4, раскопанное в 1950-х годах возле Троицка. Еще одно схожее захоронение недавно найдено недалеко от Каслей. Одежду, оружие, бытовые предметы оттуда Игорь Ращектаев воссоздал для своего образа, а татуировки на его теле – копии тех, что наносили на себя представители алтайской пазырыкской культуры – еще одного представителя скифского мира, распространившегося в то время от Причерноморья до Дальнего Востока.
– История буквально лежит у нас под ногами, мы ходим по ней, – считает реконструктор. – Это история нашей Челябинской области, кристаллизованная здесь, на фестивале. Я пришел в наш троицкий краеведческий музей, общался с историками, которые раскопали захоронение, изучал археологические отчеты, чтобы создать этот образ. Уже тогда люди ковали металл, и мы здесь, на фестивале, воссоздали эту технологию, кузницу буквально на земле, ковали ножи-акинаки и лили наконечники стрел по древним технологиям. Работа была оценена по достоинству. Награда за лучшую площадку наша.
Впрочем, тема древней хирургии Игоря Ращектаева тоже интересует – в Троицке действует экспозиция воспроизведенных им предметов античной медицины.
Возвращение к истокам
Сергей МАРКОВ, руководитель клуба юных археологов «Формика» при челябинском Дворце детского творчества, привез на фестиваль своих нынешних и бывших воспитанников. Школьники и студенты участвуют в работе самых разных площадок: детский раскоп, игры с мягкими мячами, площадка лучников.
– Мы изучаем не только теорию археологии и древнюю историю нашего края, нам интересна практика, и такие встречи с реконструкторами из разных городов России очень полезны – это общение с интересными людьми, опыт в какой-то деятельности, для этого мы уже шестой год сюда приезжаем, – комментирует Сергей Марков.
Сам же он ведет площадку древних гончаров. Участники мастер-класса пробуют сделать посуду по технологиям кочевников средневековья, не пользовавшихся гончарным кругом, с удовольствием разминают в руках комки глины, а Сергей Владимирович показывает, как вылепить из них небольшие сосуды. Несколько дней они должны обсохнуть, потом – обжиг. Раньше его производили в костре или очаге, теперь же лучше постараться найти муфельную печь.
«Формика» помогает попробовать себя в археологии самым младшим участникам фестиваля. Для них организован раскоп, где можно откопать части костей животных, каменные орудия труда, осколки керамической и фарфоровой посуды. Все нужные инструменты – лопатки, шпатели, кисточки лежат на краю квадрата взрыхленной земли, немало ребятишек уходят, радостно сжимая в кулачке артефакт.
Здесь была предварительно разбита целая крынка, при очень большом желании можно было найти все части и сложить паззл (если, конечно, до тебя их не растащили другие копатели), говорит организатор площадки Рушан ГАТИЯТУЛЛИН. Сам юноша в археологических раскопках участвует с пятого класса, на его счету две знаменательные находки: прямо на территории Челябинского городского бора он нашел элемент упряжи 5-8 веков нашей эры, а в деревне на берегу озера – каменное рубило, сделанное из песчаника еще в эпоху палеолита. Так что действительно история у нас под ногами, нужно только внимательней смотреть и знать, что искать. Сейчас Рушан – студент ЮУРГУ, будущий менеджер туризма, однако в магистратуру мечтает пойти на факультет археологии.
Включаются в работу «Формики» не только дети, но и их родители. Алексей МЕДВЕДЕВ, отец одного из юных реконструкторов, привез на фестиваль мастер-класс по технологии сверления камня, известной еще с каменного века. Трубка из бронзы или кости, абразив (мелкий наждак, песок), вода и направляющая для сверла, а также подпяточник – камень, придерживающий сверло в вертикальном положении – вот все инструменты. С помощью ослабленного лука сверло приводится во вращение. Всего 2-3 дня работы и отверстие готово.
На площадке «Формики» можно поиграть в старинную игру астрагалы (или бабки, альчики), известную с самых древних времен и до наших дней. Рядом Дмитрий из клуба «Северный ветер» учит играть в скандинавскую настольную игру хнефатафл – дальний родственник шашек и нард. Одна сторона доски – дружина, защищающая короля, другая налетчики, цель которой его убить.
Не пустяшное дело
Производство стеклянных бус трудоемко, к тому же их краски не тускнеют со временем, поэтому они всегда представляли ценность столь высокую, что служили аналогом денег, но археологам зачастую трудно определить места их изготовления, так как стекольное производство не имеет специфических инструментов, а сами изделия широко распространялись по миру. В античности основными центрами стекольного дела были Египет и Финикия. В скифском племени меотов, живших по побережью Азовского моря (Меотида), делали бусы размером с грецкий орех и украшали ими коней в качестве оберегов.
Сейчас это мастерство носит англоязычное название лэмпворк, а раньше на Руси производство бус называлось камушным промыслом. В подмосковном Дмитрове была целая камушная слобода, где делали бусины, бисер, глазки для кукол и людей, что остались без глаза. Изготовление бус пустотелых, которые выдували из стеклянных трубочек, называлось пустяшным делом, а сами недорогие полые бусины – пустяками.
Яков ВНУКОВ из московского центра живой истории «Институт времени» работает со стеклом уже много лет, знает немало тонкостей и продолжает учиться. А кроме этого занимается другими ремеслами и учит им других, организует просветительские и культурно-массовые мероприятия. Кстати, и грамота за лучший исторический костюм фестиваля – тоже его.
В своем камушном деле Яков использует уже готовые стержни муранского стекла из Италии – еще одного древнего центра этого искусства. Работать мехами на жаре утомительно, подмастерьям то и дело приходится сменяться. Да и само расплавленное стекло обжигает руки, несмотря на толстые кожаные краги – так что попробовать себя в камушном деле участникам фестиваля не дадут.
Прямо на земле, в горне, напоминающем горшочек, на углях, раздуваемых мехами, Яков аккуратно расплавляет белый стеклянный стержень, а затем пластичную массу наматывает на нагретый железный прутик, край которого обмазан глиной, чтобы изделие можно было снять. Так рождается основа для бусины. Потом в ход идет синее стекло – им на бусине ставят точки, а сверху – вновь белые. От жара тигля точки-ежики расплавляются в округлые глазки. Осталось остудить изделие, и бусина готова.
Великая Степь
Степь как большой котел в течение веков перемешивала племена и народы, но в каждом из нас, чьи корни уходят в уральскую землю, есть частица генома скифов и сарматов, и наши далекие предки скакали по этим степям. Узнать о народах Великой Степи можно было, посетив настоящую юрту, установленную на площадке фестиваля. О военной и мирной жизни кочевников, их оружии, одежде, предметах быта экскурсантам рассказал представитель клуба «Ратный век» Данил ПЕСТЕРЕВ.
В рамках фестиваля прошла экскурсия «По следам древних кочевников». На маршруте «Синташта: мир древних индоевропейцев» – новинке нынешнего сезона побывали учредитель Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив «2020» Ирина ТЕКСЛЕР, протоиерей Свято-Троицкого храма, историк Игорь ШЕСТАКОВ, глава Брединского района Николай ПЛОХИХ. Гости осмотрели археологический комплекс и приняли участие в круглом столе на тему «Презентация историко-культурного комплекса Синташта: подведение итогов проекта, поддержанного Фондом президентских грантов», отметили огромную работу по созданию нового туристического объекта, уже привлекающего большое количество туристов.