Магнитогорск. Предприниматели с нечистой совестью быстро подхватывают «тему дня», перейдя с наборов ножей, чудо-пылесосов и фильтров для воды на злободневные приборы, защищающие от утечек газа. При этом бизнесмены умело используют психологические приемы.
Безопасность нынче дорога
В «Магнитогорский рабочий» обратился пенсионер, ветеран труда Александр Петрович. Он рассказал, что на днях к нему домой пришли два молодых человека, представившиеся специалистами газовой службы (попросить предъявить удостоверения пенсионеры позабыли) и убедили приобрести очень важные приборы по баснословной цене.
Работа «специалистов» построена очень грамотно, но не с точки зрения профессии газовщика, а прежде всего – в плане усыпления бдительности клиента. Посетители осматривали газовую плиту, давали рекомендации по ее техническому обслуживанию и даже спросили, как давно красили газовую трубу, периодически совещаясь между собой со значительным видом.
Потом стали экзаменовать супругу Александра Петровича по поводу действий в случае возгорания, появления запаха газа. Видя, что пожилая женщина более супруга настроена на диалог и доверчива, «газовщики» беседовали преимущественно с ней. Демонстрировали фотографии с места недавней трагедии в Магнитогорске и последствий взрывов газа в других городах, упор делали на законодательство, возлагающее ответственность − вплоть до уголовной − за внутриквартирное газовое оборудование на жильцов. Вели долгую беседу, подтверждая свою правоту различными документами, а, расположив к себе, предложили установить в квартире сигнализатор загазованности и дымоизвещатель.
Озвученная цена приборов – 30 тысяч рублей – пенсионеров напугала, однако гости не растерялись: «А льготы у вас есть?» Узнав, что оба хозяина – ветераны труда, попросили показать удостоверения и тут же позвонили в офис. Несколько минут – и ответный звонок, директор фирмы разрешил продать приборы по льготной цене «всего 9980 рублей». Дымоизвещатель специалисты тут же установили в коридоре, а сигнализатор загазованности предложили подсоединить к розетке в кухне.
Затем гости расспросили пенсионеров об их соседях: в каком возрасте, кто дома, кто нет и, поняв, что больше клиентов им здесь не найти, отправились восвояси.
Сомнение посетило Александра Петровича уже после ухода «газовщиков», когда он начал разглядывать оставленные товарные чеки и гарантийные документы: на одном печать ИП Шумилов Даниил Сергеевич из Татарстана, на другом – реквизиты банка в Уфе, а ООО «Сиб-мастер», название которого значилось на бланке, как выяснили уже журналисты «МР», и вовсе зарегистрировано в Новосибирске и к газу никакого отношения не имеет. Зато вышеназванное ИП в декабре-январе неоднократно «светилось» в магнитогорских объявлениях о вакансиях, набирая самых разных специалистов: курьеров, маркетологов, операторов ПК, администраторов и консультантов.
Пенсионер позвонил в «Горгаз», где ему и сообщили, что цена таких приборов в их магазине газового оборудования не превышает 800 рублей. Посмотрели цену на «Сигнализатор загазованности СВ-1-1АГ» и мы. В различных интернет-магазинах она составляет от 1 600 до 2 400 рублей, при этом чете пенсионеров его продали за 6 990 рублей. Автономные дымовые пожарные извещатели стоят от 250 до 850 рублей, а здесь ценник два раза выше максимальной стоимости.
В «Обществе защиты прав потребителей» и «Роспотребнадзоре» рассмотреть жалобу отказались, с грустью сообщил Александр Петрович: услуга оказана, прибор куплен, а что касается непомерно завышенной цены – тут никто за кошелек не тянул.
Почем совесть?
Однако он не прав. Вернуть приборы и получить назад свои деньги все-таки можно. Мы позвонили по указанному в бланке телефону горячей линии – на проводе была Москва, и девушка отказалась давать какую-либо информацию, направив нас в местный сервисный центр. Здесь мы смогли пообщаться непосредственно с директором ИП Даниилом Шумиловым.
Правда, на вопрос, насколько это «стоит денег», чтобы поднять цену с якобы трех до семи тысяч рублей, и насколько согласуется с совестью такой маркетинговый ход, Даниил Сергеевич ответить отказался. Однако подтвердил, что расчетный счет открыт в Башкортостане, а ИП зарегистрировано в Республике Татарстан и дает право работать на всей территории РФ (чем он не преминул воспользоваться, создав свыше 650 офисов с самыми разнообразными названиями).
Впрочем, честно признался наш собеседник и в другом: если не прошло 14 дней с момента заключения сделки, «счастливые» обладатели оборудования могут обратиться в офис компании, адрес которой указан в чеке, и написать заявление о возврате средств. Ежедневно по этому вопросу приходит 1-2 человека, и им возвращают деньги.
Насколько целесообразны эти приборы в условиях небольшой городской квартиры, мы спросили у специалиста по установке пожарной, газовой и охранной сигнализации.
Будьте бдительны
Защитить от страждущих нажиться на людском горе может только одно – здравый смысл. Ведь, как напоминают представители полиции, под видом представителей газовых служб могут орудовать и квартирные воры, которые обманом попадают в квартиру и, пока одни отвлекают доверчивых пенсионеров, другие похищают ценные вещи.
Во-первых, право на обслуживание внутриквартирного газового оборудования в Магнитогорске имеют только две специализированные организации: ООО «Магнитогорскгазстрой» (тел. 24-06-45, 24-53-05) и магнитогорский филиал АО «Газпром газораспределение Челябинск» (тел. 22-12-77, 22-11-91, 04).
Во-вторых, перед тем, как придти с проверкой, газовые службы обязаны уведомить управляющую компанию, а она оповещает жильцов соответствующими объявлениями. Если объявления нет, скорее всего, эти люди – не те, за кого себя выдают.
В-третьих, задача газовщиков – провести проверку оборудования, а не убедить купить сомнительные приборы.
И главное, никогда не подписывайте никаких документов, не убедившись, что перед вами действительно сотрудник газовой службы. Он обязан всегда иметь при себе удостоверение, где указаны ФИО, должность и есть печать компании, а также должен быть одет в спецовку с логотипом фирмы.
Если есть сомнения, всегда можно позвонить по вышеназванным номерам компаний, по телефонам: 04 или 104, либо по телефону участка, за которым закреплено жилье, указанному в абонентской книжке обслуживания газового оборудования. Она есть у каждого владельца квартиры, оснащенной газовой плитой.