Магнитогорск. Государственная Дума приняла в первом чтении соответствующий проект федерального закона №606595-7 «О внесении изменений в статью 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях», предусматривающий ответственность за распространение в СМИ и интернет подобного рода информации.
Законопроект рассматривается в пакете с базовым проектом, которым устанавливается запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях «фейковых новостей»: заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни или здоровью граждан, либо угрозу массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности, либо прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, или наступления иных тяжких последствий.
За такие деяния предлагается установить административную ответственность в виде штрафа от трех до пяти тысяч рублей для граждан (например, пользователей социальных сетей, блогеров), от 30 до 50 тысяч рублей − для должностных лиц, от 400 тысяч до миллиона рублей − для юридических лиц, с конфискацией предмета административного правонарушения (например, редакции СМИ). Рассматривать дела о таких правонарушениях будут суды, а составлять протоколы − должностные лица Роскомнадзора.
Как сообщил председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, предлагаемая административная ответственность должна стать механизмом предупреждения деяний, связанных с созданием условий для нарушения общественного порядка и безопасности, порождения панических настроений у населения в связи с введением их в заблуждение относительно тех или иных событий.
В 2018 году освещение «фейковых» новостей средствами массовой информации возросло по сравнению с предыдущим годом более чем на 30 процентов и составило 20923, по данным компании «Медиалогия». Предлагаемый законопроектом административный состав позволит обеспечить защиту от «сетевых террористов», сказал Павел Крашенинников, напомнив, что год назад была предусмотрена уголовная ответственность за схожие деяния, но носящие более специальный характер, сопряженный именно с угрозой террористического акта. В частности, статья 207 УК РФ предполагает уголовную ответственность за так называемый «телефонный терроризм» − заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба. Однако по уголовному составу не могут быть привлечены к ответственности юридические лица. Однако они будут нести ответственность при введении административного состава за схожие правонарушения, имеющие более общий характер. Это прежде всего редакции средств массовой информации. Кроме того, объектом защиты нового состава КоАП является обеспечение права граждан на достоверную информацию, заявил Крашенинников.
Вместе с тем, сообщил Павел Крашенинников, при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо принять во внимание, что административная ответственность вводится за нарушение запретов, определяемых Законами РФ «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Дополнения, предлагаемые в эти законы пакетным «базовым» законопроектом, сформулированы без учета требования о правовой определенности и нуждаются в корректировке. Необходимо уточнить отдельные признаки указанных правонарушений на предмет их соответствия принципам формальной определенности, точности, ясности и недвусмысленности. Также требуется соотнести проектируемые положения КоАП с нормами УК об ответственности за «телефонный терроризм», сообщил Крашенинников.