Наследники Данилы-мастера. «Волшебники яшмового пояса» − выставка под таким названием открылась в Магнитогорской картинной галерее

Магнитогорск. Экспозиция собрала в одном зале удивительных людей: краеведа, геолога, коллекционера, всей душой влюбленного в минералы, Александра Матору из села Фершампенуаз, магнитогорского автора композиций из камня Владимира Павлова, уникального творца из Сибая Дамира Девятова, возродившего на уральской земле древние традиции флорентийской каменной мозаики, и его земляка Владимира Пономарева, искусного резчика по дереву.

Это уже 30 выставка Александра Максимовича, создателя и хранителя уникального «Музея камня» в Фершампенуазе, чьи экспонаты, по признанию специалистов, составляют одно из богатейших собраний минералов не только в области, но и в России.

Многие из них, представленные в картинной галерее, найдены коллекционером в долгих путешествиях по Казахстану, Московской, Магаданской, Свердловской и Челябинской областям, некоторые получены в порядке обмена от единомышленников из других стран. Яшмы, аметисты, лабрадориты, малахиты, агаты, цитрины – это едва ли сотая часть неповторимой коллекции уральца, чарующей фантастическим разнообразием цветов и форм. У каждого минерала есть своя изюминка, некий тайный знак, который мастера смогли увидеть своим внимательным глазом и с помощью обработки выставить на всеобщее обозрение.

«С Владимиром Павловым мы знакомы около 35 лет, не раз вместе ездили за камнями, а работы его прямо завораживают, – рассказывает Александр Матора об участниках выставки. – Владимир Пономарев к камням отношения не имеет, он резчик по дереву. Дерево его сказочное: в каждой коряжечке видит какое-то существо, каждый волосок, каждый глазочек, каждую морщинку выведет, отшлифует и покажет».

Для гостей, пришедших на открытие экспозиции, Александр Максимович сам провел экскурсию по залу. Он представил как камни из своей коллекции, так и работы коллег, попутно описывая красоту причудливо сплетающихся наростов на дереве – сувелей, называя минералы, рассказывая о свойствах каждого из них, о способах обработки.

Сибайская Флоренция

С еще одним мастером, представившим свои работы на выставке, мы познакомились поближе. Дамир Девятов занимается флорентийской мозаикой более 20 лет, а самой страстью к камню заразился в 1974 году, когда еще юношей попал в геологию. И вот уже 45 лет не перестает постигать новое, расти творчески. Из кусочков минералов, точнейшим образом подбирая цвет и фактуру, он и мастера его компании создают изумительные творения.

«Когда мы начинали эту мозаику делать, мы никому не были интересны, у меня жизнь ушла на то, чтобы это дело продвинуть, – рассказывает камнерез. – Пробовали сначала простое, потом все сложнее, техника совершенствовалась, смотрели на сайтах, как флорентийцы работают, ездили к ним по обмену опытом. В этом году уже к нам приедут итальянцы, им понравились наши работы».

На выставку Дамир Девятов привез и каменные шедевры, рожденные фантазией самих камнерезов, и копии полотен великих мастеров живописи. Вот кустодиевская «Купчиха», на создание которой ушло более полугода. Картина уже готова, осталось только вставить в раму, отшлифовать и приклеить на гранитную подложку, рассказывает мастер. Брызгает водой, и ярче проступает красота прожилок камня, образующего рисунок. Так будет выглядеть работа, когда ее отполируют до зеркального блеска, поясняет Дамир Айратович.

«Большая часть элементов картины – сибайская яшма, есть и орская яшма, месторождение в 50 километрах от нас, но вообще палитра собрана со всего мира, – рассказывает Дамир Девятов. – Здесь много кварца, лазурита, хризопраза. Кварц к небу подходит, к кучевым облакам. Этот камень из Казахстана, вот чароит с Дальнего Востока, этот лазурит с Памира, а этот кусочек цвета индиго из Афганистана».

Сибайские, орские камни мастер собирает вместе с друзьями и соратниками, но многое приходится покупать. Поэтому друзей, отправляющихся в другие страны, Дамир Девятов просит привезти минералов подходящего оттенка для нового шедевра.

Поражает удивительная фотографическая точность в передаче цветов. Каждый камень, обладая своим характером, «звучанием», вплетается в мощный хор общей палитры картины, не теряя своей индивидуальности. И благодаря этому мастерам удается не хуже художника передать не только колорит, яркий, самобытный кустодиевский дух, но даже и сам характер надменной, чванливой купчихи.

«Вот разве что с этим камнем немного не потянули, – указывает Дамир Айратович на юбку купчихи, – такого цвета нет в природе. Единственное схожее, что мы нашли, − в Доминиканской Республике добывают камень под называнием ларимар. В Россию его привозят, обнаружили мы его в одной коммерческой фирме, но блок размером с полкирпича стоит 100 тысяч рублей. Мы не рискнули – выпишем его оттуда, а вдруг не подойдет? Поэтому взяли уральский хризопраз».

Соседняя картина, каменная копия кустодиевской «Ярмарки», пока в процессе сборки. Над ней с августа трудятся два мастера: подбирают камень по цвету и фактуре, вытачивают элементы, которые в будущем предстоит подогнать друг к другу так точно, что комар носа не подточит. Например, фигурка стоящего на переднем плане мальчика, буквально мальчика-с пальчик, «ростом» сантиметров в 10, содержит не меньше тысячи деталей.

«Это не просто пластина, просверленная со вставленной туда точкой. Один к другому каждый камушек подбирается, сдвигается, и получается такая вот общая картина», – описывает кропотливую, но интересную работу Дамир Девятов.

Есть творения, когда мастер, увидев образ, сюжет в срезе камня, старается передать его зрителю.

«В камне много фрагментов, которые создала сама природа. А сложить это правильно, что-то лишнее убрать, немного адаптировать к нашему восприятию, − и получится такая вот живописная картина из камня, – рассказывает камнерез. – Это уже немножко полегче, не требуется фотографической точности, как при создании копий полотен. Здесь можно какую-то веточку не доделать, тут какую-то тень убрать. Что же касается портретов, архитектуры, там требуется абсолютно точная передача».

Кроме картин сибайские мастера создают шкатулки, письменные приборы, подсвечники, сувениры – эти изделия из камня всегда в ходу.

«Мастера у нас очень хорошие, в коллективе мастерской семейный стиль руководства, свой уклад сложился, свой костяк. Здесь и производство, и художники, и творческий процесс», – хвалит своих коллег Дамир Айратович.

Работы много, а вот специалистов не хватает, да и учеников, кому можно передавать мастерство, все меньше: известное в былые годы сибайское камнерезное училище перестало поставлять кадры, развивая другие направления, сожалеет мастер. Однако есть еще в Сибае творцы, чей верный глаз и точная рука позволяют создавать шедевры, и в этом магнитогорцы могут убедиться сами, побывав в картинной галерее. Работа уникальной экспозиции продлится до 23 февраля.

Exit mobile version