Магнитогорск. Однако это − ответственность не по возрасту, считает психолог Алина Чинючина.
Как помочь ребенку определиться с делом его жизни и не наделать ошибок − тема нашего семейного клуба.
Рано выбирать?
Часто понимание того, чего ты в жизни хочешь, молодежи приходит годам к 20 или чуть позже. Уже освоены два-три курса вуза, и вдруг открытие: это совсем не то! Но вложенные силы, время, а, зачастую и деньги налагают ответственность тянуть лямку до конца. Может, не зря во многих странах считается полезным, если год после школы юноша или девушка попутешествует, поработает, поразмыслит, а потом уже будет поступать в вуз. Или не поступать. Ведь высшее образование как жизненная необходимость − черта лишь российского менталитета. На Западе же в вузы, как правило, идут те, кто планирует посвятить себя фундаментальной научной деятельности.
В России необходимость столь раннего профопределения вызвана системой экзаменов. Ведь именно в начале 9 класса учащиеся пишут заявление на выбор предметов для сдачи ОГЭ, результат которых определяет дальнейшее определение в профильный 10-11 класс, сдачу ЕГЭ и поступление в вуз.
Здесь мы можем наблюдать две крайности: одни еще вообще не представляют, чего хотят, и среди 14-летних таких большинство, вторых, тех, кто определились и точно знают, куда будут поступать, куда меньше. Идеален вариант, когда родители поддерживают решение ребенка. Хуже, когда пытаются сами, против его воли, определить его судьбу.
Время проб и ошибок
К слову, непомерная учебная загруженность − еще один из факторов, способствующий безвольности, нежеланию выбирать. Ребенок настолько сильно занят освоением программы, что у него нет времени и сил, чтобы остановиться и подумать, помечтать.
Страх перед ЕГЭ ведет к тому, что все больше ребят после 9 класса идет в колледжи, где не нужно будет сдавать итоговые экзамены. И это своего рода парадокс: умные, талантливые дети уходят, а в 10-м классе остаются зачастую те, кто не смог набрать нужный балл в ссузе, все больше приближающийся к институтскому. Куда пойдут они после выпускного − вопрос открытый.
Окончить колледж вместо школы − тоже дело хорошее, считает Алина Рамилевна. Подросток потратит на год-два больше, но выйдет уже получившим профессию. А при желании может сдать ЕГЭ и продолжить образование в вузе.
При выборе профессии следует ориентироваться на триаду: хочу – могу − надо. Хочу − то, к чему имею склонность, могу − то, к чему есть способности и возможности, надо − реальная востребованность профессии на рынке труда. И не надо бояться сделать неправильный выбор. Время, когда на пенсию уходили с одной записью в трудовой книжке, прошло. И не факт, что выбранная сегодня престижная профессия останется таковой через 10 лет. Современный человек может освоить за свою жизнь не одну и не две специальности, сменить не только несколько мест работы, но и областей деятельности. Поэтому цена ошибки сейчас меньше, всегда можно переучиться, было бы желание.
Диванное настроение
Что делать, если подросток лежит на диване или сидит за компьютером и никаких позывов к самоопределению не испытывает? В первую очередь надо разобраться с причинами, и тут может помочь психолог. Может, дело в чрезмерной нагрузке, давлении со стороны родителей или просто отсутствии ярко выраженных увлечений?
В последнем случае на помощь могут прийти и родители, ведь никто лучше их не знает ребенка, состояние его здоровья, характер, темперамент, к чему есть или хотя бы ранее был интерес: к животным, людям, технике, точным наукам. Главное − отстраниться от предубеждений и школьных предметов, ведь из шьющей наряды куклам девочки может вырасти отличный дизайнер, а из фаната лошадей − руководитель конной секции.
Задача родителей − разглядеть в ребенке личность, не навешивать на него свои ожидания и принять его выбор. Стоит показать все разнообразие возможностей, рассказать о подводных камнях той или иной профессии, помочь определиться с вузом, прикинуть, будет ли ребенок учиться рядом с домом или есть возможность отправить его в другой город.
Если вы уже определились с вузом, стоит обратить внимание на конкурс по той или иной специальности в прошлые годы и спрогнозировать свои шансы, по возможности побывать на дне открытых дверей.
Чем поможет психолог?
− Определить тип темперамента, личности, является ли ребенок лидером или ведомым, и подсказать подходящие профессии;
− обозначить круг профессий, рассказав об особенностях каждой, причем уже с начальной школы в виде профориентационных игр;
− диагностика поможет определить склонность к той или иной сфере деятельности, их вы можете увидеть на инфографике;
− дать возможность подростку поверить в себя, поднять самооценку, понять, что за него выбирают не родители, этот выбор − его собственный;
− разрешить связанный с профориентацией конфликт между родителями и детьми, убедить их, что выбранный ребенком путь может быть и не столь плох.
Главные ошибки:
− выбирать не специальность, а вуз из-за его доступности, престижности и других факторов;
− идти учиться за компанию с товарищем или под давлением родителей;
− переносить отношение к представителям той или иной профессии, в том числе знакомым по кино и книгам, на саму профессию;
− ориентироваться только на внешнюю, парадную сторону профессии, не задумываясь о ее подводных камнях;
− переносить любовь к школьному предмету на профессию (математика не равно бухгалтер, а литература не равно журналист);
− выбирать «вымирающие» профессии. Что будет развиваться, а что уйдет в историю, можно посмотреть на сайте http://atlas100.ru/;
− забывать об особенностях здоровья. Для ряда профессий есть строгие противопоказания, например, в маляры не возьмут с астмой, а в повара – с кожными заболеваниями. Многие специальности хоть и не требуют строгих допусков, но с годами могут существенно усугубить существующие проблемы с позвоночником, нервной системой, зрением и другие;
− не учитывать тип темперамента. К примеру, осторожный и медлительный человек вряд ли сможет стать хорошим предпринимателем, а взрывному, общительному и увлекающемуся не стоит выбирать профессии, связанные с монотонной работой, цифрами или знаками.
Избежать неожиданностей
Бывает, что ребенка готовили к поступлению в определенный вуз, но результаты ЕГЭ оказались неприятным сюрпризом. Но это еще не тупик, считает психолог. Главное − предусмотреть варианты заранее.
Может быть, стоит рассмотреть возможность подать документы на смежную специальность, где конкурс ниже, или в другой вуз, пойти на обучение на контрактной основе с надеждой после нескольких сессий перевестись на бюджетное обучение, особенно если для ребенка эта специальность − смысл жизни, или попытаться найти себя в другой сфере.
И не стоит считать, что на высшем образовании свет клином сошелся. Порой лучше обрести рабочую профессию, попробовать себя в ней на начальной должности или потратить год на осмысление своих желаний, чем получить высшее, но ненужное образование.