Магнитогорск. Традиционный «Учитель года», проводимый в Магнитогорске с 1997 года, с 2015 года разделен на конкурсы «Педагог года» и «Воспитатель года». В каждом из них несколько номинаций, абсолютные победители которых принимают участие в региональном этапе профессиональных состязаний.
В рамках «Педагога года-2019» прошли испытания в номинациях «Педагог дошкольного образования», «Учитель школы» и «Педагог дополнительного образования». Номинациями конкурса «Воспитатель года-2019» были «Воспитать человека» (среди социальных педагогов и педагогов-организаторов) и «Педагог-психолог». Всего в нынешнем учебном году в городских конкурсах профмастерства принял участие 71 человек. Самой активной категорией стали педагоги дошкольных учреждений – их набралось 25.
Конкурсный отбор включал несколько туров. В финальных состязаниях с 21 по 25 января на базе многопрофильного лицея №1 участвуют по пять представителей каждой номинации. По итогам испытаний определят абсолютных победителей и призеров, имена которых будут объявлены на церемонии награждения городских конкурсов.
Финалистам номинации «Учитель школы» выпало провести мастер-класс и принять участие в круглом столе образовательных политиков. А оценивало их профессиональные умения жюри из 23 человек – представителей управления образования, центра повышения квалификации и информационно-методической работы, руководителей образовательных учреждений, победителей педагогических конкурсов прошлых лет. Много прежних участников «Учителя года» было и среди болельщиков.
Мастер-класс учителя английского языка школы №56 Елены Вагнер назывался «На каком языке говорит архитектура?». С архитектурой на уроках английского языка знакомятся с целью формирования социокультурной компетенции. Ведь, изучая иностранный язык, мы проникаем в иную национальную культуру, одной из составляющих которой являются зодчество. Для полноценного общения с представителями той или иной страны эти знания, безусловно, не лишние.
К тому же «архитектурный» принцип помогает ученикам наглядно увидеть взаимосвязь, диалог культур, например, родного Южного Урала (это уже краеведческий компонент) и Европы – для иллюстрации Елена Сергеевна продемонстрировала фотографии Стоунхенджа и Аркаима, католических храмов Германии и Челябинска, зданий Челябинск-Сити и Берлин-Сити. А также представила таблицу аналогичных архитектурных терминов из немецкого, французского и немецкого языков, которые легко понять носителям русского, и провела с фокус-группой увлекательный архитектурный квест, применение в котором нашли немецкий и французский языки.
Ореолом тайны окружила свой мастер-класс учитель изобразительного искусства из школы №32 Татьяна Педус. Главным «волшебником» выступил свет, который удивительно преобразил композицию для натюрморта, заставив ее заиграть новыми красками. Так экспериментальным путем Татьяна Сергеевна доказала, что «цвет – дитя света». А затем участники фокус-группы по ее заданию развивали креативность – создавали абстракционистские живописные шедевры, используя лишь три основных цвета палитры. Тем временем учитель рассказала о сотворчестве на уроке и важных приемах, развивающих любознательность, фантазию, наблюдательность – среди них, например, создание проблемной ситуации: как получить тридцать – сорок оттенков синего цвета, чтобы сделать роспись в стиле гжель?
В третий раз принял участие в учительском конкурсе преподаватель истории и обществознания гимназии №53 Евгений Знаменский, который в рамках своего мастер-класса «Я выбираю…» рассматривал роль мотивационного типа личности в работе над учебным проектом. Из предложенных учителем тем для создания проектов участники фокус-группы выбрали «Исторический анекдот как отражение эпохи». Затем они прошли психологическую диагностику с целью определения собственного мотивационного типа личности, коих автором теории Мариной Битяновой предложено шесть: проектировщик, исследователь, испытатель, активист, карьерист и творец – каждый из них, как выяснилось, использует знания в разных целях. Зная свой тип, гораздо легче выбрать аспект предложенной темы, тип проекта и способ его презентации, что и продемонстрировали помощники Евгения Знаменского.
Учитель информатики школы №39 Борис Томин вышел на сцену в качестве конкурсанта учительского конкурса во второй раз, а в первый, участвуя в номинации «Педагогический дебют», он дошел до всероссийского уровня. Сначала Борис Павлович погрузил аудиторию в «образовательный экстрим» – попросил представить, что учителя пришли на работу и узнали, что школы, учеников и их профессии больше нет.
Таким образом преподаватель подготовил всех к решению ноогеновских задач. В рамках данной педагогической технологии участникам фокус-группы было предложено создать в воображении и даже изобразить на доске «плоский мир» с его подробным описанием, то есть решить задачу, близкую к области геометрии.
Точно такие же задачи предметники потом сформулировали и для других областей знаний: предложили создать миры, в которых «не может быть денег», «все живое» или даже «не люди отбрасывают тени, а тени отбрасывают людей». Именно такой подход к образовательным задачам, разрушающий все мыслимые и немыслимые границы, как доказал Борис Томин на примере «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, приводит к настоящим прозрениям, помогает найти нестандартные решения и выход из любой экстремальной ситуации.
Вернула всех к реальности преподаватель истории, обществознания, права, экономики и финансовой грамотности школы №10 Дарья Губина, поведавшая о «Стратегическом менеджменте на службе образования». Дарья Андреевна рассказала, как использовать SWOT-анализ как прием сохранения и повышения мотивации обучения. Как выяснили участники фокус-группы, его можно применить для решения многих образовательных задач.