В расцвете творческих сил. Главный дирижер Магнитогорского театра оперы и балета Эдуард Нам отметил 50-летие

Магнитогорск. Эдуарда Нама знают не только магнитогорские зрители. 

Повелитель или посредник?

Для зрителя дирижер − фигура, окруженная ореолом тайны. Тем более, Эдуард Нам − сдержанный, немногословный, вовсе не похожий на громовержца с Олимпа, он вдруг взмахом палочки, пристальным взглядом и легким кивком головы будит невероятную бурю страстей или моментально усмиряет ее, даря залу то глубокие переживания и яркие эмоции, то тишину и умиротворение. При этом сам повелитель сценического действа отводит себе довольно скромную роль.

«Дирижер – не диктатор, подчиняющий своей воле оркестр, а посредник между музыкантами и произведением. Понятными приемами, убеждением он должен максимально точно донести до них все, что заложено в нотах, и уже посредством оркестра донести это до слушателя. Интерпретация произведения – это средство приблизиться к сути авторского замысла», − убежден Эдуард Вилорьевич.

И все же не всем дано постичь всю глубину замысла композитора и, тем более, суметь донести его. И эта способность далеко не всегда приходит со знаниями и опытом. Дирижерский талант – дар особого рода. Музыкантам, солистам, хору, а также и слушателям Магнитогорского театра оперы и балета с главным дирижером повезло.

«Аида» позвала

Не сразу Эдуард Нам осознал, что он дирижер-симфонист. Интерес к классической музыке он проявлял с раннего детства, особенно любил фортепиано. В школе бренчал что-то на учительском пианино перед уроком музыки. Потом родители купили Эдуарду детский инструмент, и он подбирал на нем мелодии. Было обучение в фортепианной студии, но как такового начального музыкального образования он не получил. В юношеском возрасте и вовсе забросил инструмент.

Однако в восьмом классе Эдуард все же принял решение поступать в музыкальное училище родного города Рудного Кустанайской области. Подал документы на дирижерско-хоровое отделение, куда брали без аттестата об окончании полного курса музыкальной школы. Но своего увлечения не оставил, и, числясь на дирижерско-хоровом отделении, больше занимался игрой на фортепиано.

Поворотным пунктом в судьбе Эдуарда Нама стала поездка в Челябинск, где он попал в оперный театр на «Аиду» Верди.

«Тогда я в первый раз живьем услышал и увидел оперу. Это настолько впечатлило и запало в душу, что я стал после каждой стипендии ездить в Челябинск на оперу. И на последних курсах училища уже понимал, чего хочу в жизни. Мой интерес к этому жанру рос все больше», − рассказывает Эдуард Вилорьевич.

В Нижегородскую консерваторию Нам поступал также на дирижерско-хоровое отделение. Но там работала педагог Маргарита Сумарокова, к которой шли учиться те, кто хотел продолжить обучение как дирижер-симфонист. После нее жизненная дорога привела Эдуарда Нама в Московскую консерваторию на стажировку к мировой величине – дирижеру Геннадию Рождественскому. В дальнейших планах было поступление в Московскую консерваторию и продолжение обучение у Рождественского. Но в 1993 году, когда Нам окончил Нижегородскую консерваторию, набора на отделение симфонического дирижирования в Московской консерватории не было. Пройдя два тура вступительных экзаменов, он вернулся в Рудный с правом приехать через год в столицу на третий тур – из 46 человек это было позволено только двум молодым дирижерам.

Театр судьбы

Но все планы спутал Магнитогорск. В наш город переехали бывшие педагоги Эдуарда Нама из музыкального училища Рудного. Он отправился к ним в гости и оказался в Магнитогорском музыкально-педагогическом институте (так называлась до 1996 года консерватория). Там состоялась случайная, но судьбоносная встреча с ректором Александром Якуповым. Александр Николаевич собирался взять отпуск для написания докторской диссертации, и ему нужна была замена как дирижеру симфонического оркестра вуза. Поскольку перед ним возник «почти готовый» дирижер-симфонист в лице Эдуарда Нама, он пригласил его в первые дни учебного года приехать на прослушивание.

В начале сентября 1994 года Нам провел репетицию с симфоническим оркестром Магнитогорского музыкально-педагогического института и сразу же был утвержден дирижером. Студенты встретили молодого талантливого дирижера с вдохновением, а Александр Якупов вздохнул с облегчением: за «симфоническую часть» в Магнитогорске с тех пор не испытывал беспокойства. Сам Эдуард Нам решил остаться поработать в Магнитогорске, где ему доверили студенческий музыкальный коллектив, − опыт обещал быть интересным.

А в 1996 году Александр Якупов задумал основать в Магнитке оперный театр, которому также требовались оркестр и дирижер. И Александр Николаевич пригласил Эдуарда Нама, давно грезившего о стезе дирижера оперы.

«Все, о чем я мечтал, здесь сбывалось быстро и легко, − говорит Эдуард Вилорьевич. – Первой постановкой театра была опера “Кармен”, над ней мы работали очень долго».  

Коллективу молодого театра приходилось преодолевать немало препятствий. Тогда ведь мало кто верил в то, что оперный театр в нашем городе может состояться. Но работали с большой верой в свое дело. Большую часть театрального оркестра составили выпускники Эдуарда Нама из консерватории, к преподаванию в которой он периодически возвращался на протяжении многих лет. Отчасти и поэтому находить общий язык с музыкантами ему просто, с 2002 года он делает это уже в качестве главного дирижера театра.

Свидетельство взаимопонимания – даже то, что Наму в недавнем прошлом удалось сколотить из музыкантов отличную команду рыболовов, вместе с которой он даже на рыбацкие соревнования выезжал. Любому музыканту иногда нужно отдыхать от главного дела жизни, и рыбалка, страстное увлечение маэстро с детства, всегда служит ему хорошей возможностью «выключить музыку в голове». Чтобы потом снова взяться за нее с удвоенной силой – помимо работы в опере, Эдуард Вилорьевич руководит оркестром духовых инструментов концертного объединения, получает приглашения поработать в других театрах.

И все же главным в его судьбе стал Магнитогорский театр оперы и балета. Именно здесь сейчас сбывается главная дирижерская мечта, начинает звучать «неспетая песнь» Эдуарда Нама – в преддверии 220-летия Пушкина готовится постановка «Пиковой дамы» Петра Чайковского, которую Эдуард Вилорьевич небезосновательно считает вершиной оперного творчества своего любимого композитора. Это лучший подарок к юбилею главного дирижера, вступившего в пору наивысшего расцвета творческих сил, и важный рубеж его профессиональной стези.

«Кто-то из великих сказал, что дирижер в 50 лет только начинает понимать, чем он занимается,» – говорит Нам, а потому считает, что какие-то итоги подводить рано.

Именно сейчас, в пору творческой зрелости, накопленный опыт позволяет ему увидеть в музыкальном материале то, чего еще десять лет назад он не замечал – например, мощную драматургию. И в этом высота жанра оперы – Эдуард Нам, служа этому великому искусству, честно признается, что недолюбливает «малые формы» и легкие жанры, как и музыку некоторых современных композиторов, до которой будто бы «не дорос».

В ближайшее время судьба готовит Эдуарду Вилорьевичу еще одно серьезное, но приятное испытание: Магнитогорский театр оперы и балета готовится войти в гастрольный план федеральной программы «Большие гастроли», которая позволит нашим музыкантам и артистам показать себя на сценах разных городов России. Это вполне логичное продолжение восхождения творческого коллектива театра оперы к вершинам мастерства, состоявшегося благодаря фестивалю «Вива опера», во время которого приходится работать с лучшими солистами и дирижерами российской и мировой сцены и выступать в областной столице, гастрольным поездкам по Южному Уралу, участию в фестивалях «Сцена», памяти Елены Образцовой.

Exit mobile version