Воспитание искусством. В Магнитогорске музыковеды и педагоги поговорили о современных тенденциях

Магнитогорск. XXIV Российские педагогические ассамблеи искусств прошли в Магнитогорской государственной консерватории имени Глинки.

Форум был посвящен предстоящему 25-летию консерватории и 80-летию профессионального музыкального образования в Магнитогорске. С докладами выступили доктор культурологии Галина Гун, кандидат искусствоведения Анна Галятина, заведующая кафедрой философии МГТУ доктор философских наук Вера Жилина, кандидат искусствоведения Марина Сидорова. В пленарном заседании приняла участие доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных Дина Кирнарская (Москва), чьи выступления и семинары произвели на ассамблеях большой резонанс.

Дина Константиновна показала себя блестящим оратором. Музыковед, проходившая в свое время обучение и стажировки в Лондонском, Гарвардском и Бостонском университетах, на семинарах, проведенных в рамках магнитогорских ассамблей, рассказала о своей системе развития музыкальных способностей.

− Как заниматься с людьми, чтобы им было интересно учиться музыке – это самое главное, − подчеркнула Дина Кирнарская в интервью для газеты «Магнитогорский рабочий». − Многие сегодняшние ученики видят в музыкальном педагоге какую-то грымзу, которая заставляет много заниматься. Такой образ сложился, потому что наше образование формировалось как профессиональное. Но ведь все не могут быть профессионалами, да этого и не нужно. На занятиях в рамках системы дополнительного образования лучше, когда дети занимаются по желанию. Ребята становятся все более независимыми, свободными. Это в советское время девочка по настоянию родителей или бабушки садилась за инструмент и играла строго отведенное ей время. Нужно сделать процесс дополнительного образования интересным, легким, чтобы смогли учиться и не обладающие особыми способностями и выдающимся желанием чего-то добиться. К музыкальным педагогам пусть приходят те, кто просто отдыхает, и это время должно проходить для них с такой радостью и интересом, чтобы они бежали в музыкалку. Потом уже эти дети решат, хотят они быть хорошими слушателями или настоящими профессионалами.

− Что же лежит в основе вашего авторского метода?

− Совсем другой слух, чем у нас принято считать, заведует музыкальной деятельностью. Прежде всего это умение распознавать особенности речевой интонации − кто с вами разговаривает, как, с каким настроением. Вот этот смысловой слух и лежит в основе музыкальных способностей. Причем это не мои фантазии, а научный труд, написанный совместно с профессором Гарвардского университета. Эта моя книга переведена на английский язык, она называется «Истинный музыкант о способностях, одаренности, таланте». Смысловой слух в превосходной степени мало у кого развит, как и любое другое качество. Все бегают, но олимпийских чемпионов по бегу немного Я хочу, чтобы музыка была похожа на спорт – ведь все немного ходят на лыжах, плавают, играют в футбол… Примеры в истории уже были: в XVIII веке все образованные люди музицировали, писали стихи, танцевали. В своих исследованиях я доказываю, что развитие личности повторяет историческое. Искусство старше всех остальных занятий – значит, с него надо начинать и вводить его в программу с первого – второго классов. Уделить основное внимание на начальных ступенях обучения рисованию, музыке, танцам, а потом уже математике и языку. К 10-му классу эти пропорции поменяются местами. Мозг должен формироваться в рамках искусства, первично художественное и эмоциональное восприятие, потом уже приходит мышление и рассуждение, нарастает интеллектуальный коэффициент. Мне очень нравится в этом отношении, например, проект «Музыка для всех», который реализуют в Якутии.

− Дина Константиновна, какие у вас сложились впечатления от ассамблей, ставших неотъемлемой частью музыкальной жизни Магнитогорска?

− Второй раз я нахожусь в вашем городе, была уже здесь на защите диссертаций. Форум солидный, на твердой научной почве, мне нравится, что здесь разговаривают серьезно о том, что действительно волнует научную общественность, наше культурное сословие. Это профессиональное событие, посвященное методике образования искусства, философии, здесь были интересные доклады магнитогорских специалистов. Повторю за Владимиром Спиваковым: «Я слово «Провинция» всегда пишу с большой буквы», потому что люди здесь образованные, развитые во всех отношениях, интеллектуалы. В не столичных городах другое отношение к художественным проявлениям. И то, что люди делают свою работу на высочайшем уровне, вызывает уважение и восхищение.

Центральными событиями XXIV ассамблей искусств стали также мастер-классы народной артистки РФ, прима-балерины Челябинского театра оперы и балета, кандидата культурологии Татьяны Предеиной (Челябинск). В день закрытия форума магнитогорских слушателей порадовали выступления народного артиста России Фридриха Липса (баян, Москва) и оркестра русских народных инструментов Магнитогорской консерватории под управлением заслуженного артиста России Сергея Брыка.

Exit mobile version