Магнитогорск. Имя актрисы Софии Голлидэй, на мгновение промелькнувшей яркой звездочкой на столичных подмостках в годы Гражданской войны и также неожиданно канувшей в безвестность, так и осталось бы в забвении, если бы не «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой – последнее и самое романтическое из прозаических произведений поэтессы.
Полный текст «Повести» увидел свет в 1976 году, когда о Голлидэй, умершей от тяжелой болезни в 1934-м, не осталось почти никаких воспоминаний.
А через сто лет после знакомства Марины Цветаевой и Софии Голлидэй – оно произошло в декабре 1918 года – в Магнитогорске состоялась премьера моноспектакля «Последний румянец» по «Повести о Сонечке» в постановке Андрея Бердникова, жанр которого − «признания без антракта». В этой театральной «исповеди» актриса Елена Кононенко трогательно сыграла и Марину, и Сонечку, а также режиссера Вахтанга Мчеделова и няню Сонечки Марьюшку.
Автором инсценировки выступила сама Елена Кононенко, для которой этот опыт обращения к цветаевскому материалу – не первый. За моноспектакль «Мои дикости и тихости» по стихам Марины Цветаевой его создатели Елена Кононенко и Андрей Бердников были отмечены дипломом областного фестиваля актерских работ имени Милосердова, затем актриса покорила жюри конкурса художественного чтения «Слово Цветаевой», проходившего в Доме-музее поэтессы в Москве.
Главные героини автобиографической «Повести о Сонечке» встретились в военной Москве в тот день, когда молодые актеры Второй студии Художественного театра слушали цветаевскую пьесу «Метель». Познакомил Марину и Сонечку Павел Антокольский, написавший свою пьесу «Кукла Инфанты» специально для Софии Голлидэй. Известность ей принес моноспектакль «Белые ночи» по Достоевскому, ее Настенька покорила столицу. «Сонечку знал весь город. На Сонечку – ходили», − писала Цветаева в повести.
Дружба Марины с Софией Голлидэй прервалась неожиданно – Сонечка уехала из Москвы, вышла замуж за директора провинциального театра. Почти два десятилетия Цветаевой ничего не было известно о ее судьбе.
«Повесть о Сонечке» была написана в 1938 году, когда Марина Цветаева, накануне пытавшаяся разыскать любимую подругу и узнавшая о ее смерти, спасалась от кошмара своего положения и одиночества воспоминаниями о счастливом периоде жизни 1918 − 1919 годов. Счастливом, несмотря на то, что муж ее тогда пропал без вести, а детей было нечем кормить. Лучиком света стала Сонечка, отдававшая свой скудный паек, который с большим трудом удавалось раздобыть в голодной Москве, детям Марины, и, несмотря ни на что, сиявшая ярким румянцем жизни. Она была влюблена в жизнь, в людей, в театр, в весь этот мир. Но мир жестоко отверг ее любовь.
Марина Цветаева, ценившая в Сонечке возвышенную душу и горько переживавшая ее невостребованность, написала для нее цикл пьес («Фортуна», «Приключение», «Феникс», «Каменный ангел»), в центре которых − романтическая героиня с отважным сердцем и распахнутой душой. Они были как будто о Сонечке, такой далекой от тяжкого быта и вечного страха военной Москвы. Увы, Софии Голлидэй не посчастливилось сыграть ни одной из этих ролей. А драматургия Цветаевой по сей день остается в тени ее поэтического творчества, хотя исследователи считают, что она представляет собой необыкновенно ценный материал.